ВОПРОСЫ ТЕРРИТОРИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
ТЕМА
Институт правового регулирования территории в международном праве – один из
древнейших и до сих пор имеющих большое значение в поддержании международного
мира и безопасности, развитии международного сотрудничества и прогресса всего чело-
вечества.
В отличие от обыденного языка, в международном праве под «территорией» (лат. territorium)
понимается часть географической среды, включающей сухопутную и водную
поверхность, недра, воздушное и космическое пространство. В качестве синонима часто
используется термин «пространство».
Помимо классификации с точки зрения географической принадлежности, в доктрине
принято различать территории исходя из их правового режима (государственная террито-
рия, международная территория, территория со смешанным правовым режимом).
На государственную территорию распространяется территориальное верховенство ка-
кого-либо государства. Иногда выделяют государственную территорию международно-
го пользования, к которой относят международные реки, международные проливы и кана-
лы, некоторые сухопутные территории.
Международные территории или международные пространства (terra communis) – это
географические пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного
государства, и чей правовой статус определяется договорным и обычным международ-
ным правом. Международная территория не подлежит национальному присвоению, но
при этом все государства имеют равные права по его исследованию и использованию в
своих интересах. Особый правовой режим некоторых международных пространств полу-
чил название режима «общего наследия человечества». Такой режим устанавливается на
договорной основе в отношении объектов, представляющих особую ценность для всего
человечества. В действующем международном праве, он закреплен в ст.136 Конвенции
ООН по морскому праву 1982 г. за Районом (дном морей и океанов и их недрами за пре-
делами национальной юрисдикции); в ст.XI Договора о Луне 1979 г. за Луной и иными
небесными телами (но не за всем космическим пространством). Сходный режим возник в
отношении Антарктики на основе системы Договора об Антарктике 1959 г. Несмотря на
конвенционное закрепление, данный принцип неоднозначно воспринимается мировым
сообществом. Так, наиболее развитые страны, чьи возможности по эксплуатации ресур-
сов объектов общего наследия человечества ограничиваются этим режимом, не ратифи-
цировали ни договор по Луне, ни Конвенцию ООН 1982 г. в ее первоначальной редакции.
К территориям со смешанным правовым режимом относят морские пространства, чей
режим определяется как международным, так и национальным правом прибрежного гос-
ударства.