Традиционно (исключение - ООН) все органы международной организации подразделя-
ются на 1) высшие, 2) исполнительные, 3) административные, 4) комитеты и комиссии, 5)
судебные (характерно для ряда международных организаций).
Высшие органы носят название Конгрессы, Конференции, Ассамблеи, Советы глав госу-
дарств и т.п. Принципы формирования высших органов:
а) в них представлены все государства-члены,
78
б) каждое государство имеет один голос.
Функции высших органов: вопросы приема, исключения из членов организации, утвер-
ждение бюджета, назначение Генерального секретаря, формирование исполнительных орга-
нов, принятие решений и резолюций по вопросам предметной компетенции организации.
Порядок работы – сессионный, очередность сессий определяется Уставом организации.
Исполнительные органы называются Административными советами, Исполнительными
советами, Директоратами. В отличие от высших органов исполнительные – это органы огра-
ниченного состава (не все государства одновременно имеют своих представителей) и посто-
|
|
янно действующие, порядок из избрания определяется уставом.
Наиболее распространенным принципом формирования исполнительных органов является
принцип равного (справедливого) географического представительства. За каждым географи-
ческим регионом в зависимости от количества государств-членов в нем определяется число
мест в исполнительном органе. Поскольку исполнительные органы избираются на опреде-
ленный срок, а затем переизбираются, каждое государство-член рано или поздно может
иметь своих представителей в этих органах. Существуют также принципы учета специфиче-
ских интересов государств (ИКАО, ИМО), принцип учета несовпадающих интересов госу-
дарств (Межд.организация по сахару), принцип наибольшего финансового вклада и др.
Исполнительные органы обеспечивают деятельность международной организации и по-
стоянную связь с государствами-членами, формируют повестку дня сессии высшего органа,
готовят проект бюджета, проекты решений/резолюций высшего органа.
К административным органам относятся секретариаты. Возглавляются Генеральным
секретарем – высшим должностным лицом организации, который (как и его заместители)
избирается на сессии высшего органа. Остальной состав секретариата (специалисты, адми-
нистративно-технический персонал) работает на основе трудовых контрактов, заключаемых
между Генеральным секретарем и персоналом. Лица, входящие в состав персонала секрета-
риата, имеют статус международных служащих.
Секретариат выполняет большую работу по обслуживанию организации. Он публикует и
|
|
распространяет всю ее документацию, занимается подготовкой докладов и исследований
международной организации, готовит все необходимые материалы для высших и исполни-
тельных органов, в том числе повестку дня сессии высшего органа.
Комитеты и комиссии могут создаваться на постоянной и временной основе. Туда могут
входить представители всех государств либо избираться на основе принципа справедливого
географического представительства. Для подготовки резолюций пленарного органа создают-
ся комиссии и комитеты общего состава, работающие во время сессии высшего органа. Но,
как правило, эти органы специализируются на очень узком вопросе.
К судебным органам относятся непосредственно сами суды и административные трибуна-
лы (в ООН - Трибунал по спорам). Административные трибуналы занимаются рассмотрени-
ем жалоб персонала секретариата на нарушения Положения о персонале со стороны Гене-
рального секретаря (при найме на службу, увольнении).
Учреждение судебных органов предусмотрено учредительными документами ряда меж-
дународных организации (Международный суд ООН, Суд Европейских Сообществ). В рам-
ках ряда международных организаций созданы специализированные суды (Совет Европы –
Европейский суд по правам человека, ОАГ – Американский суд по правам человека, СНГ –
Экономический суд СНГ, Африканский Союз – Африканский суд по правам человека).
К компетенции судов относится рассмотрение споров между государствами, в специали-
зированные суды могут обращаться физические лица или юридические лица в зависимости
от их компетенции. Юрисдикция международных судов, как правило, является факультатив-
ной.
В некоторых организациях существуют парламентские органы. В случаях, когда госу-
дарства передают осуществление части своих властных полномочий международным орга-
низациям, национальные парламенты утрачивают контроль за этими функциями. Парламент-
ские органы как раз и создаются в целях такой компенсации, а также во имя демократическо-
го представительства. Они либо непосредственно избираются на выборах в странах-членах
79
(ЕС), либо назначаются национальными парламентами (Совет Европы). В большинстве слу-
чаев эти органы ограничиваются обсуждением и принятием рекомендаций. Только Европей-
ский парламент в рамках ЕС обладает существенными правами (отправить в отставку испол-
нительный орган – Комиссию, принимать участие в принятии бюджета).