Из “Сравнительных жизнеописаний” Плутарха

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Риторика: Учеб.пособ./ -М.: Просвещение, 1994. -207c.

Кохтев Н.Н.

виконаний студентом НАУ

Лужиним В.

Київ, 1998


Н.Н. КОХТЕВ

РИТОРИКА

Учебное пособие для учащихся 8—11 классов учебных заведении с углубленным изучением гуманитарных предметов, а также для лицеев и гимназий

Рекомендовано Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования РФ

МОСКВА “ПРОСВЕЩЕНИЕ” 1994


Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Человеческое слово могуче. — М., Просвещение, 1984.

Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. — М., Знание, 1978.

Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. — М., Просвещение, 1990.

Ножин Е. А. Мастерство устного выступления. — М., Знание, 1989.

Очерки об ученых-лекторах. — М., Знание, 1981.

Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., Просвещение, 1991.

Радченко В. Н. Изучение ораторского искусства в США. — М., Знание, 1991.

Рождественский Ю. В. Риторика публичной лекции. — М., Знание, 1989.

Рождественский Ю. В. Техника, культура, язык. — М., Просвещение, 1993.

Сопер П. Основы искусства речи / пер. с англ. — 2-е изд. С испр. — М., Прогресс, 1992.

Сычев О. А. Обучение риторике в эпоху компьютеров: введение в опыт США. — М., Знание, 1991.

Язовицкий Е. В. Говорите правильно. — М.; Л., 1964

От автора....................………………………………………………….........…………………..3

Глава 1. Риторика в Древней Греции и Древнем Риме …………………………………….5

Софисты — учителя риторики..................…………………………………………………..—

Сократ и Платон — создатели теории “подлинного красноре­чия”................................…..7

Аристотель и его “Риторика”.................……………………………………………………...8

Из “Сравнительных жизнеописаний” Плутарха: Демосфен..…………………………....10

Цицерон и его сочинения об ораторском мастерстве...……………………………………12

Квинтилиан — автор “Риторических наставлений”....…………………………………....13

Из “Сравнительных жизнеописаний” Плутарха: Цицерон...……………………..……….... 14

Практикум.............................…………………………………………………………………17

Резюме.............................…………………………………………………………………..…22

Глава 2. Риторика в России XVII—XIX вв............…………………………………………24

От ранних риторик к риторике М. В. Ломоносова...……………………………………....—

Документы, связанные с опубликованием учебников М. В. Ломоносо­ва по риторике....…………………………………………………………………………………………....... 26

Общая и частная риторика...............…………………………………………………….......28

“Опыт риторики” И. С. Рижского...........……………………………………………….......29

“Краткая риторика” А. Ф. Мерзлякова...........……………………………………………...—

“Теория красноречия для всех родов прозаических сочинениях А. И. Галича..................31

Риторики Н. Ф. Кошанского.................……………………………………………………..32

“Правила высшего красноречия” М. М. Сперанского..…………………………………...33

Практикум.................................………………………………………………………………35

Резюме...................................………………………………………………………………….38

Глава 3. Ораторская речь: ее роды и виды...........…………………………………………39

Академическая речь.......................…………………………………………………………..40

Судебная речь...........................………………………………………………………………41

Из воспоминаний о публичных выступлениях Т. Н. Грановского,

Ф. И. Буслаева В. Д. Спасовича ……………………………………………………………...42,44,46

Социально-политическая речь..................…………………………………………………..—

Социально-бытовая речь.................………………………………………………………....48

Духовная (церковно-богословская) речь...........……………………………………………49

Практикум................................……………………………………………………………….51

Резюме...............................…………………………………………………………………….57

Глава 4. Речевые ошибки действуют на слушателей отрицательно ……………………58

Нормы языка и речевые ошибки................………………………………………………...—

Нормы ударения и произношения и их нарушение....……………………………………59

Выбор слова............................………………………………………………………………60

Проверяйте значение слова по словарю..............………………………………………….—

Не нарушайте лексическую сочетаемость.............………………………………………..61

Помните о стилистической окраске слова.............………………………………………..62

Используйте фразеологизмы....................…………………………………………………63

Нормы грамматики и их нарушение.............………………………………………………64

Варианты в образовании морфологических форм.........………………………………….—

Числительные в устной речи....................………………………………………………….65

Синтаксическая норма: управление................…………………………………………….—

Пословицы, посвященные речи...................………………………………………………………. 67

Практикум................................……………………………………………………………...—

Резюме...............................…………………………………………………………………70

Глава 5. Что значит владеть своим голосом?..........……………………………………….71

Темп речи, сила и высота голоса.........………………………………………………………..—

Из воспоминаний о публичных выступлениях Д. И. Менделеева.. …………………………. 72

Оратору необходимы ясность и четкость произношения... ……………………………..73

Из воспоминаний о публичных выступлениях В. О. Ключевского …………………………... 74

Пословицы, посвященные речи...........……………………………………………………………. 76

Можно ли с помощью голоса выражать различные чувства? …………………………….—

Практикум................................……………………………………………………………….—

Резюме...............................…………………………………………………………………….85

Глава 6. Как работать над устным выступлением.....……………………………………86

Готовиться к речи или выступать экспромтом?......………………………………………..—

С чего начинается подготовка к речи?.............……………………………………………..88

Определение темы, направленности, названия выступления...…………………………...—

Оценка состава слушателей и обстановки.............…………………………………………—

Предварительный план, работа над фактами и теоретическим материалом.............................………………………………………………………………...89

Из воспоминаний о публичных выступлениях М. А. Мензбира.. ……………………………. 90

Писать или нет полный текст речи?.............………………………………………………..91

Как репетировать речь?.....................………………………………………………………..94

Читать или говорить?......................…………………………………………………………95

Практикум................................……………………………………………………………….97

Резюме..............................…………………………………………………………………...101

Глава 7. Композиция речи …………………………………………………………………...102

Начало речи............................………………………………………………………………103

Вступление.............................…………………………………………….…………………104

Главная часть (содержание)..................……………………………………………………106

Логические формы изложения: анализ, синтез, сравнение, обобщение

Законы логики............................……………………………………………………………107

Приемы изложения и объяснения: дедукция, индукция, аналогия.. ……………………—

Из воспоминаний о публичных выступлениях Ф. Н. Плевако... ………………………….. 108

Аргументы к существу дела и аргументы к человеку......………………………………..110

Конец речи.............................……………………………………………………………….111

Свободная композиция.....................……………………………………………………….114

Способы связи речи.......................…………………………………………………………116

Слова, словосочетания, предложения, выражающие субъективное

отношение к речи..........................…………………………………………………………...—

Повтор и анафора.........................…………………………………………………………..117

Практикум..............................…………………………………………………………….....118

Резюме...................................………………………………………………………………...126

Глава 8. Взаимодействие оратора и слушателей........……………………………………127

Монолог особого типа......................…………………………………………………………—

Эффект живой реакции.....................……………………………………………………….128

Скрытая форма диалога.....................………………………………………………………130

Открытый диалог.........................…………………………………………………………...131

Языковые средства создания эмоциональности и оценочности речи...............................133

Из воспоминаний о публичных выступлениях С. М. Соловьева... ………………………… 134

Языковые средства контакта..................…………………………………………………..137

Личные местоимения........................……………………………………………………….—

Глаголы в 1-м и 2-м лице.....................…………………………………………………….138

Синтаксические средства контакта.................……………………………………………..—

Практикум................................……………………………………………………………...139

резюме...............................………………………………………………………………….145

Глава 9. Правильно выбирайте стиль и тип речи.......…………………………………..147

Использование книжных стилей в речах разного рода и вида ……………………………—

“Подделка письменной речи под устную”..........………………………………………….151

Использование оратором разных типов речи......………………………………………....153

Из воспоминаний о публичных выступлениях С. Н. Урусова..…………………………...154

Практикум................………………………………………………………………………...157

Резюме............………………………………………………………………………………..163

Глава 10. Словесная наглядность: что это такое?.......…………………………………..164

Что такое ассоциации?....…………………………………………………………………….—

Тропы — средства создания наглядности речи.......………………………………………166

Оценочность тропов...........…………………………………………………………………169

Использование и создание оратором литературно-художе­ственных образов.................170

Из воспоминаний о публичных выступлениях А. Е. Ферсмана.. ………………………..…. 172

Практикум...............…………………………………………………………………………173

Резюме.....................………………………………………………………………………….176

Несколько заданий на прощание...........…………………………………………………...177

Ответы................…………………………………………………………………………….178


ОТ АВТОРА

Книга, которую вы держите в руках, называется “Ри­торика”. Что же значит это слово? Обратимся к совре­менным толковым словарям русского языка. В них напи­сано, что риторика—теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

А кто же такой оратор? Толковый словарь В. Даля разъ­ясняет: “Оратор — вития, речистый человек, краснослов, мастер говорить о людях, проповедник...” В “Словаре современного рус­ского языка” (в 17-ти томах) читаем такое определение этого слова: 1) лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия; 2) лицо, произносящее речь; 3) глашатай чего-ни­будь; 4) человек, обладающий даром речи.

Не нужно, наверное, убеждать вас в том, что говорить пуб­лично приходится каждому школьнику, который готовит сообще­ния к урокам или занятиям кружка, выступает на школьных и классных собраниях, на торжественных актах, посвященных началу учебного года, его окончанию, праздникам, и т. д. Вам, наверное, не раз приходилось либо переживать за свои неудач­ные выступления, либо скучать, слушая своих ораторствующих товарищей. Но в то же время, безусловно, каждый может при­помнить яркую, интересную, увлекательную речь лектора, или любимого учителя, или кого-то из своих сверстников.

В риторике обобщены определенные приемы, которые позво­лят вам научиться выступать публично так, чтобы донести до аудитории свои мысли, убедить ее в вашей правоте, воздейство­вать на чувства слушателей, а может быть, и побудить их к ка­ким-либо действиям. Но, осваивая риторику, вы приобретаете навыки не только выступающего, но и слушателя. И если кто-то в силу особенностей своего характера, своих инте­ресов, своего поведения не собирается часто выступать публич­но, то слушать выступления других приходится в современной жизни каждому человеку. Вы слушаете учителей и учеников в школе, лекторов, дикторов радио и телевидения и т. д. Из пуб­личных выступлений можно почерпнуть богатую информацию, поэтому надо их запоминать. То, что излагается оратором, нужно уметь и оценивать: убедительно или нет содержание речи, что можно противопоставить услышанному и т. д. Внимательно

слушая оратора, вы развиваете свое мышление. Часто публич­ные выступления воздействуют на ваши чувства. Надо ли разде­лить с оратором его переживания или надо противостоять его эмоциональному напору — все это должен решить слушатель.

В данной книге риторика будет рассмотрена только в приме­нении к ораторской речи. Но современные специалисты в обла­сти риторики и в нашей стране, и за рубежом уделяют в своих исследованиях внимание и диалогическому общению (беседа, спор), и практике делового общения, и риторике письменной ре­чи. Риторика письменной речи вам неплохо известна по урокам развития речи. Проблемы беседы, спора и практики делового об­щения рассматриваются в других пособиях, которые в ближай­шее время выйдут в свет.

Читая данную книгу, вы кратко познакомитесь с историей ри­торики, рассмотрите основные ситуации, когда люди обращают­ся к публичной речи, увидите разнообразие этих речей. Узнаете, что значит речь правильная, как работать оратору над своим го­лосом, как готовить речь, строить ее и произносить, как завое­вать слушателей и самому стать заинтересованным слушателем.

Книга состоит из 10 глав, каждая из которых посвящена определенной проблеме риторики. Вначале излагаются теоретические сведения, затем даются практиче­ские упражнения, правильность выполнения которых можно проверить по ответам. Рядом с упражнениями, к которым имеется ответ, помещен небольшой рисунок. Такой же рисунок вы найдете в конце книги — в ответах.

И при изложении теории, и в практических упражнениях приводятся фрагменты из речей выдающихся ученых, Писателей, юристов, государственных и общественных деятелей, проповедников. Эти фрагменты обозначены особым рисунком, что позволяет легко находить их в тексте и неоднократно обращаться к ним. Для дополнительного чтения в учебную книгу введены осо­бые рубрики: “Из “Сравнительных жизнеописаний” Плутарха” (приводятся выдержки, посвященные ораторам Демосфену и Цицерону), “Документы, связанные с опубликованием учебни­ков по риторике М. В. Ломоносова”, “Пословицы, посвященные речи” и “Из воспоминаний о публичных выступлениях”, где вы найдете свидетельства современников о публичных речах изве­стных русских ученых и юристов. Материал для дополнительно­го чтения выделен специальными линейками.

Возможны разные варианты работы с пособием, например начать чтение с главы 5-й или главы 4-ю и 10-ю изучать между главами 1, 2 и 3-й.

ГЛАВА 1 РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ РИМЕ

ПРОЧИТАВ ГЛАВУ, ВЫ УЗНАЕТЕ:

ГДЕ ВОЗНИКЛА РИТОРИКА

КТО ТАКИЕ СОФИСТЫ И КАК ОНИ ПОНИМАЛИ РОЛЬ СЛОВА

ПОЧЕМУ СОКРАТ И ПЛАТОН БРОСИЛИ ВЫЗОВ СОФИСТАМ

КАКИМ ВИДИТ ПЛАТОН ПОДЛИННОЕ КРАСНОРЕЧИЕ

КАК РАССМАТРИВАЛ РИТОРИКУ АРИСТОТЕЛЬ

КАКОВЫ ВЗГЛЯДЫ ЦИЦЕРОНА НА ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО

В ЧЕМ ЗАСЛУГА КВИНТИЛИАНА, АВТОРА ДВЕНАДЦАТИ КНИГ “РИТОРИЧЕСКИХ НАСТАВЛЕНИЙ”

СОФИСТЫ—УЧИТЕЛЯ РИТОРИКИ

Родиной красноречия считается Эллада, хотя ораторское ис­кусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Вавилоне, и в Индии. Но именно в античной Греции оно стре­мительно развивается, и впервые здесь появляются систематиче­ские работы по его теории.

В V в. до н. э. в Элладе были распространены города-госу­дарства, в которых развивалась рабовладельческая демократия. В них создавалась особая атмосфера для расцвета красноречия. Верховным органом в таком городе было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно.

Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было пред­ставить свои идеи наиболее привлекательным способом.

Публично решались не только политические вопросы, но и со­вершался суд. При этом прокуроров не существовало и обвини­телем мог выступить любой человек. Обвиняемый защищался сам, убеждая судей в своей невиновности. Количество судей бы­ло в Афинах, например, 500, а всего в решении судьбы обвиняе­мого принимало участие до 6000 человек. При таких условиях в более выгодном положении оказывались те, кто, обладая да­ром слова, умел расположить к себе слушателей.

Итак, общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать в собрании совета и на народ­ных собраниях, полководцу — перед войском, частному лицу — перед судом, а также на празднествах, дружеских встречах, по­минках, которые бывали достаточно многолюдными. В этих усло­виях красноречие становится необходимым каждому человеку. Появляются платные учителя — софисты (от греч. sophistes — искусник, мудрец), которые не только обучали практиче­скому красноречию, но и составляли речи для нужд граждан. Софисты принадлежали к сложившейся в Афинах во второй по­ловине V в. до н. э. школе философов-просветителей, создавших невиданный культ слова. Они мастерски владели всеми форма­ми ораторской речи, законами логики, искусством спора, умени­ем воздействовать на аудиторию.

Софисты постоянно подчеркивали силу слова. Так, Горгий в речи “Похвала Елене” пишет: “Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным те­лом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх на­гнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить”. Но, чтобы слово приобрело власть над людьми, над ним нужно постоянно работать. Поэтому красноречие требует огромного труда. Это прекрасно разъясняет Протагор: “Труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на го­лову тем, которые его любят. Труден, правда, язык, но его цветы богаты и всегда новы, и рукоплещут зрители и учителя радуют­ся, когда ученики делают успехи, а глупцы сердятся — или, мо­жет быть, иногда они и не сердятся, так как они недостаточно проницательны”.

Популярность учителей-софистов была необычайно вели­ка. Они ездили по всей Греции, выступая перед слушателями и помогая желающим овладеть красноречием. Как правило, со­фисты были людьми почитаемыми и богатыми. Многие из них выполняли дипломатические поручения, например Гиппий и Горгий; известно, что Продик занимался государственной дея­тельностью, Протагор составлял законы. По преданию, самому знаменитому из софистов— Горгию—была поставлена золотая статуя за его речь в Олимпии — призыв греков к единодушию

в борьбе против их врагов. Но есть сведения, что эту статую Гор­гий поставил себе сам.

Софисты уделяли большое внимание не только практике, но и теории красноречия. Именно они заложили основы рито­рики как науки об ораторском искусстве. По мнению софис­тов, цель оратора не раскрытие истины, а убе­дительность. А убеждать, как считал, например, Горгий, мо­жет только искусно составленная речь; при этом не важно, со­ответствует она истине или нет. Задача софиста — научить “де­лать слабое мнение сильным”. Отсюда значение слова софизм — преднамеренно ложный вывод. Произносящий речь силою своего слова должен заставить “малое казаться большим, а большое малым, новое представить древним, а древнее — новым”, он мо­жет сделать людей “своими рабами по доброй воле, а не по при­нуждению”.

Софисты умели насмешкой уничтожать довод противника, а на его насмешку отвечать с достоинством. Истинный оратор, по мнению Горгия, должен уметь одну и ту же вещь и восхвалять и порицать.

Чтобы овладеть красноречием, предлагались определенные приемы. Учили о том, что “речи должны быть ни длинными, ни короткими, но соблюдающими меру”, использовали антитезу и созвучие окончаний; обращали внимание на сжатость и за­кругленность мысли, ритм речи, изучали ораторскую лексику, а также воздействие речи на чувства.

Итак, во времена софистов риторика была “царицей всех наук”.

СОКРАТ И ПЛАТОЙ—СОЗДАТЕЛИ ТЕОРИИ “ПОДЛИННОГО КРАСНОРЕЧИЯ”

Против положения софистов об относительности истины (вспомним: цель оратора не раскрыть истину, а научить слабое мнение сделать сильным) выступил древнегреческий философ Сократ (ок. 470—399 до н. э.). Для Сократа абсолютная истина божественна, она выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов-софистов за стремление к успеху, за их готовность силою красноречия убедить публику в чем угодно. Он считал недопустимым брать плату за уроки, как это делали софисты, утверждая, что “продажа мудрости равнозначна продаже красоты”.

Эти мысли Сократа изложены его учеником Платоном (ок. 427 — ок. 347 до н. э.) в знаменитых диалогах “Горгий”, “Со­фист”, “Федр”, центральным персонажем которых является Со­крат. В своих трудах Платон приходит к определению софиста как мнимого мудреца, а софистики как мнимой мудрости.

Риторике софистов, которую Платон не считает наукой, он противопоставляет подлинное красноречие, осно­ванное на знании истины, а поэтому доступное только философу. Эта теория красноречия изложена в диа­логе “Федр”, в котором представлена беседа философа Сократа с юношей Федром. Суть теории в следующем.

Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет. “Во всяком деле, юно­ша,— обращается Сократ к Федру,— надо для правильного его обсуждения начинать с одного и того же: требуется знать, что же именно подвергается обсуждению, иначе неизбежны сплошные ошибки”.

Далее, по мысли Сократа, необходимо познание исти­ны, т. е. сущности предмета: “Прежде всего надо познать исти­ну относительно любой вещи, о которой говоришь или пишешь;

суметь определить все соответственно с этой истиной; подлинно­го искусства речи нельзя достичь без познания истины”; “кто не знает истины, а гоняется за мнениями, у того искусство речи бу­дет, видимо, смешным и неискусным”.

Ясно и четко говорится в диалоге о построении речи. На первом месте, в начале речи, должно быть вступление, на втором месте—изложение, на третьем—доказа­тельства, на четвертом—правдоподобные выводы. Воз­можны еще подтверждение и добавочное под­тверждение, опровержение и добавочное опро­вержение, побочное объяснение и косвенная похвала.

Ценное в теории красноречия Платона—идея воздейст­вия речи на душу. По его мнению, оратору “необходимо знать, сколько видов имеет душа”, поэтому “слушатели бывают такими-то и такими-то”. И какая речь каким образом воздейст­вует на душу. Оратор должен соотносить виды речей и виды ду­ши и ее состояния. Знать, какую душу какими речами и по ка­кой причине непременно удастся убедить, а какую — нет. Зада­ча оратора — “отыскивать вид речи, соответствующий каждому характеру, и таким образом строить и упорядочивать свою речь;

к сложной душе надо обращаться со сложными, разнообразны­ми речами, а к простой душе—с простыми”.

Итак, по мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а познав природу людских душ, имеет возможность внушить свое мнение слушателям.

АРИСТОТЕЛЬ И ЕГО “РИТОРИКА”

Мысли Платона об ораторском искусстве были блестяще развиты его учеником Аристотелем (384—322 до н. э.), который провел в Академии учителя 20 лет. После подчинения Греции

Филиппу Македонскому Аристотель согласился быть воспитате­лем его сына — Александра Македонского, ставшего впоследст­вии знаменитым полководцем. В последние годы жизни Аристо­тель основал в Афинах собственную школу, которую называли Ликей. Утром там занимались философией, после обеда — рито­рикой.

До нас дошло сочинение Аристотеля под названием “Ритори­ка”, в котором он подробно излагает свои взгляды на эту науку. Сочинение состоит из трех книг.

В I книге рассматривается предмет риторики, которая опре­деляется как “способность находить возможные способы убеж­дения относительно каждого данного предмета... Их три вида: одни из них находятся в зависимости от характера говорящего, другие — от того или другого настроения слушателя, третьи — от самой речи”. Далее рассматриваются виды ораторских речей.

Во II книге “Риторики” вначале говорится о “причинах, воз­буждающих доверие к говорящему”. “Это разум, добродетель и благорасположение”. Если “слушателям кажется, что оратор обладает всеми этими качествами, они непременно чувствуют к нему доверие”. Далее рассказывается о том, как убеждать слушателей, вызывая у них определенную страсть: гнев, любовь, страх, смелость, стыд, сострадание, негодование, зависть и т. д. Аристотель показывает, как и почему должен учитывать эти страсти оратор. Говорящему не следует забывать о возрасте слушателей, их происхождении, общественном положении и т. д. Все это необходимо для того, чтобы речь была убедительной.

Как видим, главным для Аристотеля, как и для софистов, яв­ляется убедительность речи. Однако если для последних была не существенной истина (наоборот, высшим искусством считалось убедить слушателей в чем угодно), то для Аристотеля, как и для Платона, важна достоверность того, о чем говорится в речи. Аристотель много места отводит логическим доказательствам, убеждающим слушателей в истинности сказанного.

Однако, по мнению Аристотеля, невозможно пользоваться только достоверным знанием. Оно не всегда доступно человеку. Желая убедить в чем-нибудь людей, мы часто пользуемся раз­личными примерами из жизни, приводим суждения вероят­ного характера и делаем из них хоть и не вполне точные, но убедительные выводы. Такие выводы не являются абсолютно достоверными, но претендуют на правдоподобие, т. е. кажут­ся большинству истинными и заслуживающими дове­рия. Эти выводы говорят об истине так, как она доступна дока­зывающему, причем делаются они добросовестно. (Вспомним о софистах, которые считали возможным восхвалять любую вещь, независимо от ее объективных свойств.)

III книга “Риторики” посвящена самой речи.

Большое внимание уделяется стилю. Он “должен подходить к предмету речи”. Общие требования к стилю —.ясность, доступ-

________________________________________________________________________________

Плутарх (ок. 45 — ок. 127) — древнегреческий писатель и историк. Главное сочинение — “Сравнительные жизнеописания” выдающихся греков и римлян (50 биографий).

В возрасте семи лет Демосфен потерял отца, унаследовав большое состояние (общая стоимость его имущества достигала почти пятнадцати талантов1), но опекуны с ним обошлись бесче­стно: часть наследства они присвоили себе, остальное же остави­ли совершенно без надзора, так что даже учителям его жало­ванье выплачивалось не полностью. (...)

Едва достигнув совершеннолетия, Демосфен привлек своих опекунов к суду, а так как всевозможными увертками они ухит­рялись каждый раз обжаловать приговор, писал против них ре­чи одну за другой до тех пор, пока, закалившись среди трудов и опасностей, не выиграл процесс. (...)

Демосфену пришлось взяться за красноречие случайно, только затем, чтобы вернуть себе имущество. (...) Его первое выступление народ встретил недовольными выкриками и насмешками над нелепым построением речи: ее периоды показались запутанными, а доказательства чересчур неес­тественными и натянутыми. К этому, говорят, добавлялась некоторая слабость голоса, неясное произношение и прерывистое дыхание, создававшее паузы между периодами и затемнявшее смысл произносимого. (...)

Он понял, что упражнения мало что дают или даже вовсе бесполезные тому, кто пренебрегает произношением и мастерст­вом исполнения. Он устроил под землею особое помещение и ежедневно, ни на что не отвлекаясь, спускался туда отрабаты­вать сценические приемы и укреплять голос, а нередко проводил там по два и по три месяца подряд, наполовину обрив себе голо­ву, чтобы от стыда невозможно было показаться на людях, даже если сильно захочется.

___________________

1Талант— самая крупная денежная единица.

Мало того — даже случайные встречи, беседы, деловые пере­говоры он использовал как повод и предлог для того, чтобы хо­рошенько поработать. Оставшись один, он поскорее спускался в свое подземелье и повторял весь разговор с начала до конца со всеми относящимися к делу доводами. Те речи, которые ему при­ходилось слышать, он тщательно изучал, по памяти восстанав­ливая ход рассуждений и периоды; к словам, ему сказанным кем-то другим или своим собственным, он придумывал всевоз­можные поправки и способы выразить те же мысли иначе. Отсю­да возникло мнение, что от природы Демосфен был малоодарен, но все мастерство свое и умение приобрел тяжким трудом. (...) Вот что, казалось бы, подтверждало это со всей очевидно­стью: нелегко было услышать Демосфена выступающим без под­готовки, и даже, когда народ вызывал его, сидевшего в Собра­нии, по имени, требуя выступить, он не вставал с места, если не обдумал и не приготовил речь заранее.

Физические недостатки свои он старался преодолеть упраж­нениями, о которых рассказывает Деметрий Фалерский, уверяя, что слышал об этом от самого Демосфена, уже глубокого стари­ка. Невнятный, шепелявый выговор он пытался исправить тем, что, набравши в рот камешков, старался ясно и отчетливо чи­тать отрывки из поэтов; голос укреплял тем, что разговаривал на бегу или, поднимаясь в гору, произносил, не переводя дыха­ния, стихи или какие-нибудь длинные фразы. Дома у него было большое зеркало, стоя перед которым он упражнялся в деклама­ции. Рассказывают, что однажды к Демосфену пришел 'человек и попросил выступить на суде в его защиту, рассказав, как же­стоко его избили. “Но ты же ничуть не пострадал от этого!” — сказал ему Демосфен. “Это я-то ничуть не пострадал?!” — вскричал во весь голос тот человек. “Вот теперь,— ответил он,— клянусь Зевсом, я слышу голос оскорбленного и пострадавше­го”. Вот сколько убедительности, считал он, словам придают тон и манера исполнения.

____________________________________________________________________________

ность, безыскусственность, мягкость, изящество, благородство.

Стиль будет обладать надлежащими качествами, как считал Аристотель, если он полон чувства, если он соответствует истин­ному положению вещей. Последнее бывает в -том случае, когда о значительных вещах не говорится слегка и о пустяках не гово­рится торжественно. В противном случае стиль кажется шутов-

ским. Стиль речи зависит от предмета изложения: о вещах по­хвальных следует говорить с восхищением; о вещах, возбужда­ющих сострадание, со смирением.

Риторика Аристотеля затрагивает не только область оратор­ского искусства, она посвящена искусству убедительной речи и останавливается на способах воздействия на человека с по­мощью речи.

ЦИЦЕРОН И ЕГО СОЧИНЕНИЯ ОБ ОРАТОРСКОМ МАСТЕРСТВЕ

Культура Древней Греции, в том числе и достижения в обла­сти риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Рас­цвет римского красноречия приходится на I в. н. э., когда осо­бенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цице­рона.

Марк Туллий Цицерон (106—43 до н. э.) — крупнейший древнеримский оратор, политик, писатель. Его имя стало даже нари­цательным. Из риторических сочинений Цицерона большое зна­чение имеют прежде всего три книги: “Об ораторе”, в которой автор показывает идеального, всесторонне образованного орато­ра-философа; “Брут, или О знаменитых ораторах” — история красноречия; “Оратор” — произведение, в котором разрабаты­вается вопрос о лучшем стиле и теоретически обосновывается собственный идеал. Это памятники античного гуманизма, имев­шие огромное влияние на всю европейскую культуру.

Каковы же взгляды Цицерона на ораторское искусство? Ав­тор сетует на то, что красноречие среди всех наук и искусств имеет меньше всего представителей. И это не случайно. По его мнению, подлинное красноречие—нечто такое, что дается труднее, чем это кажется. Красноречие рождается из многих знаний и умений. “В самом деле,—пишет он,— ведь здесь необходимо усвоить самые разнообразные по­знания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту самой речи, и не только отбором, но и расположением слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, по­тому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны про­являться, чтобы или успокаивать, или возбуждать души слуша­телей. Ко всему этому должны присоединиться юмор и остро­умие, образование, достойное свободного человека, быстрота и краткость как в отражении, так и в нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью. Кроме того, необхо­димо знать всю историю, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими права­ми. Нужно ли мне еще распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуля­цией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса?..” Это, собственно, программа подготовки оратора.

Цицерон считает, что основа ораторского искусства прежде всего — глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение — пустая и ребяческая болтовня.

Так что же такое риторика по мнению Цицерона? Ритори­ка — это наука об ораторском искусстве. Во всех трех трактатах

Цицерона постоянно звучит вопрос о взаимоотношении риторики и других наук, в частности философии. И всякий раз он неуклон­но приходит к принципу подчинения всех наук главной оратор­ской цели. Один вопрос разделял философов и риторов: является ли риторика наукой? Философы (вспомним Сократа и Платона) утверждали, что риторика не есть наука. Риторы утверждали об­ратное. Цицерон предлагает компромиссное решение: рито­рика не есть истинная, т- е. умозрительная, наука, но она пред­ставляет собой практически полезную системати­зацию ораторского опыта. Обязанности оратора за­ключаются в следующем: 1) найти что сказать; 2) найденное расположить по порядку; 3) придать ему словесную форму;

4) утвердить все это в памяти; 5) произнести. Цицерон придер­живается установившейся в античном мире классической схемы, согласно которой предлагалось пятичастное деление риториче­ского процесса. Риторический процесс — весь путь от мысли к звучащему публичному слову. Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить сущность де­ла; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение;

опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения про­тивника.

В чем видел Цицерон красоту речи? В ее свежести, благород­стве, страстности, логичности, причем, по его мнению, “цветы слов и мыслей” должны распределяться в речи “с разбором”. Словесные нагромождения, расцвеченная чрезмерно яркими красками речь не доставляют длительного удовольствия, пресы­щают и раздражают слушателей.

Цицерон продемонстрировал глубокое проникновение в сущ­ность ораторского искусства, создав ораторскую теорию на осно­ве своего богатого опыта. Блестящий теоретик, он обобщил и ос­мыслил взгляды теоретиков и практиков красноречия.

КВИНТИЛИАН— АВТОР “РИТОРИЧЕСКИХ НАСТАВЛЕНИЙ”

Знаменитый римский оратор Марк Фабий Квинтилиан (35 — ок. 100 н. э.)— автор обширного сочинения в двенадцати книгах “Риторические наставления”. Труд Квинтилиана систематичен и строго продуман. Здесь учтен весь опыт классической ритори­ки и обобщен собственный опыт преподавателя риторики и су­дебного адвоката. Это вершина исследования ораторского искус­ства: ни до, ни после не было работ, которые с такой тщательно­стью давали бы теоретический и практический анализ красноре­чия. Квинтилиан рассказывает о воспитании будущего оратора, занятиях в риторической школе, рассуждает об изучении грам­матики, философии, искусства, права, анализирует образцовых ораторов, писателей, поэтов, говорит о системе упражнений, дает

_______________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: