Резюме
1. Прочитав главу 1, вы узнали, что риторика родилась в рабовладельческих государствах Древней Греции и рассматривалась как теория ораторского искусства. Ее отцами являются софисты — платные учителя и составители речей. В это время риторика была “царицей всех наук”, потому что общественная жизнь Эллады требовала от человека искусного владения словом.
2. Против софистов выступил Сократ (его мнение воспроизводит философ Платон в своих диалогах). По мнению Сократа, софист—мнимый мудрец, а софистика—лженаука, потому что софисты равнодушны к истине и готовы убедить слушателей в чем угодно. Для этого они широко использовали софизмы — преднамеренно ложные выводы.
3. Платон противопоставил практической риторике софистов учение о подлинном красноречии. По его мнению, составляя речь, оратор должен четко определить предмет этой речи, познать о нем истину, познать души л годе и, для которых речь предназначена. Речь составляется так, чтобы наилучшим образом воздействовать на душу, убедить слушателя в своей правоте. Платон четко определяет композицию речи: она состоит из вступления, изложения, доказательств и выводов.
|
|
4. Дальнейшее развитие риторики связано с именем древнегреческого философа Аристотеля. Он определяет риторику как “способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета”. Убеждение зависит от характера говорящего, настроения слушателя и от самой речи. В книге подробно рассмотрены три рода речей: совещательные, судебные и эпидейктические. Как и для Платона, для Аристотеля важна истинность сказанного в речи. Но Аристотель считает, что истина не всегда доступна человеку, а потому можно делать выводы вероятного характера, но обязательно добросовестно. Аристотель много пишет о необходимости понимания человеческих страстей, возрастных и социальных особенностей слушателей, о композиции и стиле речи.
5. Выдающиеся сочинения по риторике были созданы древнеримским оратором, политиком и писателем Цицероном. По его мнению, риторика представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта. Цицерон придерживается классической схемы риторического процесса.
Оратор должен:
1) найти что сказать;
2) найденное расположить по порядку;
3) придать ему словесную форму;
4) все это запомнить;
5) произнести.
6. Опыт классической риторики обобщен в 12 книгах “Риторических наставлений” Квинтилиана. Он рассматривает риторику как науку о способности хорошо говорить и силе убеждать. Квинтилиан не считал необходимым жестко придерживаться риторических правил, он придавал большое значение самостоятельности оратора. Квинтилиан разработал стройную систему подготовки оратора.
|
|
7. Родившаяся в Древней Греции и получившая развитие в Древнем Риме риторика не погибла вместе с античной цивилизацией, а продолжала жить в средние века и в новое время.
ГЛАВА 3
ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ:
ЕЕ РОДЫ И ВИДы
проЧИТАВ ГЛАВУ, ВЫ УЗНАЕТЕ:
ЧТО ТАКОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ, КАК ОНО ВОЗНИКЛО И РАЗВИВАЛОСЬ
В ЧЕМ ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОЙ РЕЧИ
КАКИЕ ВИДы РЕЧЕЙ ОТНОСЯТСЯ К СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ КРАСНОРЕЧИЮ
В ЧЕМ СВОЕОБРАЗИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОГО КРАСНОРЕЧИЯ
ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНОЕ КРАСНОРЕЧИЕ
ИЗОЛИРОВАНЫ ЛИ РОДЫ РЕЧЕЙ ДРУГ ОТ ДРУГА
Как вы помните, в Древней Греции и Древнем Риме выделяли эпидейктические, или торжественные, речи, совещательные и судебные. Ломоносов называет те же три рода. Среди конкретных видов речей, которые наиболее часто встречаются, он выделяет проповедь — “слово, от духовной персоны народу предлагаемое”, а также надгробную и академическую речь. В “Риторике” Кошанского называется духовное (проповедь, надгробные слова) и мирское красноречие (речи торжественные, похвальные и академические).
АКАДЕМИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
Что же такое академическое красноречие? Назовем несколько его видов: это лекция (вузовская, школьная), научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. В речах, относящихся к этому роду, сообщаются новые или рассматриваются уже известные для слушателей факты, обобщаются проведенные исследования, результаты поисков, экспериментов, проявляются новые подходы к уже известным явлениям.
В России академическое красноречие зародилось в XVIII в. Президент Российской Академии наук, в состав которой входил Академический университет, Е. Р. Дашкова ввела чтение лекций и даже добилась у Екатерины II разрешения открыть общедоступные курсы “на российском языке” по основным отраслям наук для всех желающих.
Это нововведение должно было способствовать распространению просвещения. Ежедневно в течение четырех месяцев крупнейшие специалисты читали публичные лекции по основным отраслям наук: С. А. Котельников — математику, Н. Я. Озерецковский — естественную историю, Н. П. Соколов, Я. Д. Захаров — химию, В. М. Севергин—минералогию, А. К. Кононов, М. М. Гурьев — физику. Успех курсов был огромен. В первой своей речи на заседании ученых Дашкова выразила надежду, что наука распространится из Академии по всему Отечеству.
Расцвет академического красноречия в России приходится на XIX в. и связан с пробуждением общественно-политической жизни страны. Наибольшую популярность приобретает вузовская лекция, которая постепенно превращается в общедоступную, т. е. публичную. Характер этого превращения таков: лекцию сначала посещают студенты других факультетов, затем все более и более широкая публика. Если в первой половине XIX в. это преимущественно “дамы и господа”, то во второй половине XIX в. состав слушателей становится более пестрым: тут и купцы, и приказчики, и мастеровые и т. д. Заметим, что посещение вузовских лекций широкой публикой наблюдается не только в Санкт-Петербурге или Москве, но и в Казани, Одессе и других городах.
Со второй половины XIX в. лекции уже читаются учеными специально для широкой аудитории, т. е. возникает научно-популярная лекция.
Одним из первых ученых, привлекших на свои вузовские лекции толпы слушателей, которые не являлись студентами, был Тимофей Николаевич Грановский, профессор Московского университета, специалист по истории средних веков.
С его именем связывают развитие гражданских традиций в русской лекторской школе. Грановского называли “идеальным профессором 40-х годов”. Он был прирожденным оратором.
|
|
“Что такое дар слова? — писал он друзьям.— Красноречие? У меня есть оно, потому что у меня есть теплая душа и убеждения”. “Художником на кафедре” называли его друзья и коллеги. После смерти Т. Н. Грановского лекции его были изданы по сохранившимся записям.
Традиции, утверждаемые Т. Н. Грановским, получили дальнейшее развитие в лекторской деятельности ученых. Большим успехом пользовались в Московском университете лекции его младшего современника крупнейшего русского филолога и историка литературы Федора Ивановича Буслаева, которого называли “идеальным профессором 60-х годов”.
Многолюдные аудитории собирал на свои лекции замечательный ученый-историк Василий Осипович Ключевский, читавший свой курс в Московском университете во второй половине XIX — начале XX в. Эти лекции легли в основу его многотомного “Курса русской истории”, который неоднократно издавался в наше время.
Во второй половине XIX — начале XX в. с блеском читали свои вузовские и научно-популярные лекции физиолог Иван Михайлович Сеченов, химик Дмитрий Иванович Менделеев, биолог, основатель первой в России бактериологической станции Илья Ильич Мечников, анатом Петр Францевич Лесгафт, ботаник Климент Аркадьевич Тимирязев. Блестящими образцами академических речей являются речи академиков, научная деятельность которых развертывается в XX в.,— геохимика Владимира Ивановича Вернадского, минералога Александра Евгеньевича Ферсмана, биолога Николая Ивановича Вавилова, физика Льва Давидовича Ландау и др.
За прошедшие два века сложился определенный тип русского лектора, читающего как вузовские, так и научно-популярные лекции. Для него характерно — открытие нового в науке, стремление повернуть эти открытия лицом к человеку, гражданственность, народность позиции, умение изложить свое открытие доступно и увлекательно.
Вы помните, что, называя три известных в древности рода красноречия, М. В. Ломоносов заметил, что судебное распространения в России не имеет. Так было вплоть до реформы 1864 г., которая заложила новые принципы судопроизводства. Слушание дел стало гласным, в процесс ввели прокурора, адвоката, присяжных заседателей (судьи-непрофессионалы). Суд стал местом публичных заседаний, полем словесных битв чинов прокуратуры и защитников. Громкие судебные процессы привлекали на свои заседания широкую публику, они стали освещаться
|
|