Судебная речь

Резюме

1. Прочитав главу 1, вы узнали, что риторика родилась в рабовладельческих государствах Древней Греции и рассматри­валась как теория ораторского искусства. Ее отцами являются софисты — платные учителя и составители речей. В это время риторика была “царицей всех наук”, потому что общественная жизнь Эллады требовала от человека искусного владения словом.

2. Против софистов выступил Сократ (его мнение воспроиз­водит философ Платон в своих диалогах). По мнению Сократа, софист—мнимый мудрец, а софистика—лженаука, по­тому что софисты равнодушны к истине и готовы убедить слуша­телей в чем угодно. Для этого они широко использовали со­физмы — преднамеренно ложные выводы.

3. Платон противопоставил практической риторике софистов учение о подлинном красноречии. По его мнению, со­ставляя речь, оратор должен четко определить предмет этой речи, познать о нем истину, познать души л го­де и, для которых речь предназначена. Речь составляется так, чтобы наилучшим образом воздействовать на душу, убедить слушателя в своей правоте. Платон четко определяет композицию речи: она состоит из вступления, изло­жения, доказательств и выводов.

4. Дальнейшее развитие риторики связано с именем древне­греческого философа Аристотеля. Он определяет риторику как “способность находить возможные способы убеждения относи­тельно каждого данного предмета”. Убеждение зависит от ха­рактера говорящего, настроения слушателя и от самой речи. В книге подробно рассмотрены три рода речей: совещательные, судебные и эпидейктические. Как и для Платона, для Аристоте­ля важна истинность сказанного в речи. Но Аристотель считает, что истина не всегда доступна человеку, а потому можно делать выводы вероятного характера, но обязательно добросовестно. Аристотель много пишет о необходимости понимания человече­ских страстей, возрастных и социальных особенностей слушате­лей, о композиции и стиле речи.

5. Выдающиеся сочинения по риторике были созданы древнеримским оратором, политиком и писателем Цицероном. По его мнению, риторика представляет собой практически полезную си­стематизацию ораторского опыта. Цицерон придерживается классической схемы риторического процесса.

Оратор должен:

1) найти что сказать;

2) найденное расположить по порядку;

3) придать ему словесную форму;

4) все это запомнить;

5) произнести.

6. Опыт классической риторики обобщен в 12 книгах “Рито­рических наставлений” Квинтилиана. Он рассматривает ритори­ку как науку о способности хорошо говорить и силе убеждать. Квинтилиан не считал необходимым жестко придерживаться ри­торических правил, он придавал большое значение само­стоятельности оратора. Квинтилиан разработал стройную систе­му подготовки оратора.

7. Родившаяся в Древней Греции и получившая развитие в Древнем Риме риторика не погибла вместе с античной цивили­зацией, а продолжала жить в средние века и в новое время.

ГЛАВА 3

ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ:

ЕЕ РОДЫ И ВИДы

проЧИТАВ ГЛАВУ, ВЫ УЗНАЕТЕ:

ЧТО ТАКОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ, КАК ОНО ВОЗНИКЛО И РАЗВИВАЛОСЬ

В ЧЕМ ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОЙ РЕЧИ

КАКИЕ ВИДы РЕЧЕЙ ОТНОСЯТСЯ К СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ КРАСНОРЕЧИЮ

В ЧЕМ СВОЕОБРАЗИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОГО КРАСНОРЕЧИЯ

ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНОЕ КРАСНОРЕЧИЕ

ИЗОЛИРОВАНЫ ЛИ РОДЫ РЕЧЕЙ ДРУГ ОТ ДРУГА

Как вы помните, в Древней Греции и Древнем Риме выделя­ли эпидейктические, или торжественные, речи, совещательные и судебные. Ломоносов называет те же три рода. Среди конкрет­ных видов речей, которые наиболее часто встречаются, он выде­ляет проповедь — “слово, от духовной персоны народу предлага­емое”, а также надгробную и академическую речь. В “Риторике” Кошанского называется духовное (проповедь, надгробные слова) и мирское красноречие (речи торжественные, похвальные и ака­демические).

АКАДЕМИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

Что же такое академическое красноречие? На­зовем несколько его видов: это лекция (вузовская, школь­ная), научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. В речах, относящихся к этому роду, сообщаются новые или рассматрива­ются уже известные для слушателей факты, обобщаются прове­денные исследования, результаты поисков, экспериментов, про­являются новые подходы к уже известным явлениям.

В России академическое красноречие зародилось в XVIII в. Президент Российской Академии наук, в состав которой вхо­дил Академический университет, Е. Р. Дашкова ввела чтение лекций и даже добилась у Екатерины II разрешения открыть общедоступные курсы “на российском языке” по основным от­раслям наук для всех желающих.

Это нововведение должно было способствовать распростране­нию просвещения. Ежедневно в течение четырех месяцев круп­нейшие специалисты читали публичные лекции по основным от­раслям наук: С. А. Котельников — математику, Н. Я. Озерецковский — естественную историю, Н. П. Соколов, Я. Д. Захаров — химию, В. М. Севергин—минералогию, А. К. Кононов, М. М. Гурьев — физику. Успех курсов был огромен. В первой своей речи на заседании ученых Дашкова выразила надежду, что наука распространится из Академии по всему Отечеству.

Расцвет академического красноречия в России приходится на XIX в. и связан с пробуждением общественно-политической жиз­ни страны. Наибольшую популярность приобретает вузовская лекция, которая постепенно превращается в общедоступную, т. е. публичную. Характер этого превращения таков: лекцию сна­чала посещают студенты других факультетов, затем все более и более широкая публика. Если в первой половине XIX в. это преимущественно “дамы и господа”, то во второй половине XIX в. состав слушателей становится более пестрым: тут и куп­цы, и приказчики, и мастеровые и т. д. Заметим, что посещение вузовских лекций широкой публикой наблюдается не только в Санкт-Петербурге или Москве, но и в Казани, Одессе и других городах.

Со второй половины XIX в. лекции уже читаются учеными специально для широкой аудитории, т. е. возникает научно-попу­лярная лекция.

Одним из первых ученых, привлекших на свои вузовские лек­ции толпы слушателей, которые не являлись студентами, был Тимофей Николаевич Грановский, профессор Московского уни­верситета, специалист по истории средних веков.

С его именем связывают развитие гражданских традиций в русской лекторской школе. Грановского называли “идеаль­ным профессором 40-х годов”. Он был прирожденным оратором.

“Что такое дар слова? — писал он друзьям.— Красноречие? У меня есть оно, потому что у меня есть теплая душа и убежде­ния”. “Художником на кафедре” называли его друзья и коллеги. После смерти Т. Н. Грановского лекции его были изданы по со­хранившимся записям.

Традиции, утверждаемые Т. Н. Грановским, получили даль­нейшее развитие в лекторской деятельности ученых. Большим успехом пользовались в Московском университете лекции его младшего современника крупнейшего русского филолога и исто­рика литературы Федора Ивановича Буслаева, которого называ­ли “идеальным профессором 60-х годов”.

Многолюдные аудитории собирал на свои лекции замеча­тельный ученый-историк Василий Осипович Ключевский, чи­тавший свой курс в Московском университете во второй полови­не XIX — начале XX в. Эти лекции легли в основу его многотом­ного “Курса русской истории”, который неоднократно издавался в наше время.

Во второй половине XIX — начале XX в. с блеском читали свои вузовские и научно-популярные лекции физиолог Иван Ми­хайлович Сеченов, химик Дмитрий Иванович Менделеев, биолог, основатель первой в России бактериологической станции Илья Ильич Мечников, анатом Петр Францевич Лесгафт, ботаник Климент Аркадьевич Тимирязев. Блестящими образцами акаде­мических речей являются речи академиков, научная деятель­ность которых развертывается в XX в.,— геохимика Владимира Ивановича Вернадского, минералога Александра Евгеньевича Ферсмана, биолога Николая Ивановича Вавилова, физика Льва Давидовича Ландау и др.

За прошедшие два века сложился определенный тип русско­го лектора, читающего как вузовские, так и научно-популярные лекции. Для него характерно — открытие нового в науке, стрем­ление повернуть эти открытия лицом к человеку, гражданствен­ность, народность позиции, умение изложить свое открытие до­ступно и увлекательно.

Вы помните, что, называя три известных в древности рода красноречия, М. В. Ломоносов заметил, что судебное распро­странения в России не имеет. Так было вплоть до реформы 1864 г., которая заложила новые принципы судопроизводства. Слушание дел стало гласным, в процесс ввели прокурора, адво­ката, присяжных заседателей (судьи-непрофессионалы). Суд стал местом публичных заседаний, полем словесных битв чинов прокуратуры и защитников. Громкие судебные процессы привле­кали на свои заседания широкую публику, они стали освещаться


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: