double arrow

Из “Сравнительных жизнеописаний” Плутарха. Плутарх (ок. 45 — ок. 127) — древнегреческий писатель и историк

Плутарх (ок. 45 — ок. 127) — древнегреческий писатель и историк. Главное сочинение — “Сравнительные жизнеописания” выдающихся греков и римлян (50 биографий).

В возрасте семи лет Демосфен потерял отца, унаследовав большое состояние (общая стоимость его имущества достигала почти пятнадцати талантов1), но опекуны с ним обошлись бесче­стно: часть наследства они присвоили себе, остальное же остави­ли совершенно без надзора, так что даже учителям его жало­ванье выплачивалось не полностью. (...)

Едва достигнув совершеннолетия, Демосфен привлек своих опекунов к суду, а так как всевозможными увертками они ухит­рялись каждый раз обжаловать приговор, писал против них ре­чи одну за другой до тех пор, пока, закалившись среди трудов и опасностей, не выиграл процесс. (...)

Демосфену пришлось взяться за красноречие случайно, только затем, чтобы вернуть себе имущество. (...) Его первое выступление народ встретил недовольными выкриками и насмешками над нелепым построением речи: ее периоды показались запутанными, а доказательства чересчур неес­тественными и натянутыми. К этому, говорят, добавлялась некоторая слабость голоса, неясное произношение и прерывистое дыхание, создававшее паузы между периодами и затемнявшее смысл произносимого. (...)

Он понял, что упражнения мало что дают или даже вовсе бесполезные тому, кто пренебрегает произношением и мастерст­вом исполнения. Он устроил под землею особое помещение и ежедневно, ни на что не отвлекаясь, спускался туда отрабаты­вать сценические приемы и укреплять голос, а нередко проводил там по два и по три месяца подряд, наполовину обрив себе голо­ву, чтобы от стыда невозможно было показаться на людях, даже если сильно захочется.

___________________

1Талант— самая крупная денежная единица.

Мало того — даже случайные встречи, беседы, деловые пере­говоры он использовал как повод и предлог для того, чтобы хо­рошенько поработать. Оставшись один, он поскорее спускался в свое подземелье и повторял весь разговор с начала до конца со всеми относящимися к делу доводами. Те речи, которые ему при­ходилось слышать, он тщательно изучал, по памяти восстанав­ливая ход рассуждений и периоды; к словам, ему сказанным кем-то другим или своим собственным, он придумывал всевоз­можные поправки и способы выразить те же мысли иначе. Отсю­да возникло мнение, что от природы Демосфен был малоодарен, но все мастерство свое и умение приобрел тяжким трудом. (...) Вот что, казалось бы, подтверждало это со всей очевидно­стью: нелегко было услышать Демосфена выступающим без под­готовки, и даже, когда народ вызывал его, сидевшего в Собра­нии, по имени, требуя выступить, он не вставал с места, если не обдумал и не приготовил речь заранее.

Физические недостатки свои он старался преодолеть упраж­нениями, о которых рассказывает Деметрий Фалерский, уверяя, что слышал об этом от самого Демосфена, уже глубокого стари­ка. Невнятный, шепелявый выговор он пытался исправить тем, что, набравши в рот камешков, старался ясно и отчетливо чи­тать отрывки из поэтов; голос укреплял тем, что разговаривал на бегу или, поднимаясь в гору, произносил, не переводя дыха­ния, стихи или какие-нибудь длинные фразы. Дома у него было большое зеркало, стоя перед которым он упражнялся в деклама­ции. Рассказывают, что однажды к Демосфену пришел 'человек и попросил выступить на суде в его защиту, рассказав, как же­стоко его избили. “Но ты же ничуть не пострадал от этого!” — сказал ему Демосфен. “Это я-то ничуть не пострадал?!” — вскричал во весь голос тот человек. “Вот теперь,— ответил он,— клянусь Зевсом, я слышу голос оскорбленного и пострадавше­го”. Вот сколько убедительности, считал он, словам придают тон и манера исполнения.

____________________________________________________________________________

ность, безыскусственность, мягкость, изящество, благородство.

Стиль будет обладать надлежащими качествами, как считал Аристотель, если он полон чувства, если он соответствует истин­ному положению вещей. Последнее бывает в -том случае, когда о значительных вещах не говорится слегка и о пустяках не гово­рится торжественно. В противном случае стиль кажется шутов-

ским. Стиль речи зависит от предмета изложения: о вещах по­хвальных следует говорить с восхищением; о вещах, возбужда­ющих сострадание, со смирением.

Риторика Аристотеля затрагивает не только область оратор­ского искусства, она посвящена искусству убедительной речи и останавливается на способах воздействия на человека с по­мощью речи.

ЦИЦЕРОН И ЕГО СОЧИНЕНИЯ ОБ ОРАТОРСКОМ МАСТЕРСТВЕ

Культура Древней Греции, в том числе и достижения в обла­сти риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Рас­цвет римского красноречия приходится на I в. н. э., когда осо­бенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цице­рона.

Марк Туллий Цицерон (106—43 до н. э.) — крупнейший древнеримский оратор, политик, писатель. Его имя стало даже нари­цательным. Из риторических сочинений Цицерона большое зна­чение имеют прежде всего три книги: “Об ораторе”, в которой автор показывает идеального, всесторонне образованного орато­ра-философа; “Брут, или О знаменитых ораторах” — история красноречия; “Оратор” — произведение, в котором разрабаты­вается вопрос о лучшем стиле и теоретически обосновывается собственный идеал. Это памятники античного гуманизма, имев­шие огромное влияние на всю европейскую культуру.

Каковы же взгляды Цицерона на ораторское искусство? Ав­тор сетует на то, что красноречие среди всех наук и искусств имеет меньше всего представителей. И это не случайно. По его мнению, подлинное красноречие—нечто такое, что дается труднее, чем это кажется. Красноречие рождается из многих знаний и умений. “В самом деле,—пишет он,— ведь здесь необходимо усвоить самые разнообразные по­знания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту самой речи, и не только отбором, но и расположением слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, по­тому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны про­являться, чтобы или успокаивать, или возбуждать души слуша­телей. Ко всему этому должны присоединиться юмор и остро­умие, образование, достойное свободного человека, быстрота и краткость как в отражении, так и в нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью. Кроме того, необхо­димо знать всю историю, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими права­ми. Нужно ли мне еще распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуля­цией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса?..” Это, собственно, программа подготовки оратора.

Цицерон считает, что основа ораторского искусства прежде всего — глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение — пустая и ребяческая болтовня.

Так что же такое риторика по мнению Цицерона? Ритори­ка — это наука об ораторском искусстве. Во всех трех трактатах

Цицерона постоянно звучит вопрос о взаимоотношении риторики и других наук, в частности философии. И всякий раз он неуклон­но приходит к принципу подчинения всех наук главной оратор­ской цели. Один вопрос разделял философов и риторов: является ли риторика наукой? Философы (вспомним Сократа и Платона) утверждали, что риторика не есть наука. Риторы утверждали об­ратное. Цицерон предлагает компромиссное решение: рито­рика не есть истинная, т- е. умозрительная, наука, но она пред­ставляет собой практически полезную системати­зацию ораторского опыта. Обязанности оратора за­ключаются в следующем: 1) найти что сказать; 2) найденное расположить по порядку; 3) придать ему словесную форму;

4) утвердить все это в памяти; 5) произнести. Цицерон придер­живается установившейся в античном мире классической схемы, согласно которой предлагалось пятичастное деление риториче­ского процесса. Риторический процесс — весь путь от мысли к звучащему публичному слову. Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить сущность де­ла; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение;

опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения про­тивника.

В чем видел Цицерон красоту речи? В ее свежести, благород­стве, страстности, логичности, причем, по его мнению, “цветы слов и мыслей” должны распределяться в речи “с разбором”. Словесные нагромождения, расцвеченная чрезмерно яркими красками речь не доставляют длительного удовольствия, пресы­щают и раздражают слушателей.

Цицерон продемонстрировал глубокое проникновение в сущ­ность ораторского искусства, создав ораторскую теорию на осно­ве своего богатого опыта. Блестящий теоретик, он обобщил и ос­мыслил взгляды теоретиков и практиков красноречия.

КВИНТИЛИАН— АВТОР “РИТОРИЧЕСКИХ НАСТАВЛЕНИЙ”

Знаменитый римский оратор Марк Фабий Квинтилиан (35 — ок. 100 н. э.)— автор обширного сочинения в двенадцати книгах “Риторические наставления”. Труд Квинтилиана систематичен и строго продуман. Здесь учтен весь опыт классической ритори­ки и обобщен собственный опыт преподавателя риторики и су­дебного адвоката. Это вершина исследования ораторского искус­ства: ни до, ни после не было работ, которые с такой тщательно­стью давали бы теоретический и практический анализ красноре­чия. Квинтилиан рассказывает о воспитании будущего оратора, занятиях в риторической школе, рассуждает об изучении грам­матики, философии, искусства, права, анализирует образцовых ораторов, писателей, поэтов, говорит о системе упражнений, дает

_______________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: