double arrow

Риторика: Учеб.пособ./ -М.: Просвещение, 1994. -207c

виконаний студентом НАУ

Лужиним В.

Київ, 1998


ОТ АВТОРА

Книга, которую вы держите в руках, называется “Ри­торика”. Что же значит это слово? Обратимся к совре­менным толковым словарям русского языка. В них напи­сано, что риторика—теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

А кто же такой оратор? Толковый словарь В. Даля разъ­ясняет: “Оратор — вития, речистый человек, краснослов, мастер говорить о людях, проповедник...” В “Словаре современного рус­ского языка” (в 17-ти томах) читаем такое определение этого слова: 1) лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия; 2) лицо, произносящее речь; 3) глашатай чего-ни­будь; 4) человек, обладающий даром речи.

Не нужно, наверное, убеждать вас в том, что говорить пуб­лично приходится каждому школьнику, который готовит сообще­ния к урокам или занятиям кружка, выступает на школьных и классных собраниях, на торжественных актах, посвященных началу учебного года, его окончанию, праздникам, и т. д. Вам, наверное, не раз приходилось либо переживать за свои неудач­ные выступления, либо скучать, слушая своих ораторствующих товарищей. Но в то же время, безусловно, каждый может при­помнить яркую, интересную, увлекательную речь лектора, или любимого учителя, или кого-то из своих сверстников.

В риторике обобщены определенные приемы, которые позво­лят вам научиться выступать публично так, чтобы донести до аудитории свои мысли, убедить ее в вашей правоте, воздейство­вать на чувства слушателей, а может быть, и побудить их к ка­ким-либо действиям. Но, осваивая риторику, вы приобретаете навыки не только выступающего, но и слушателя. И если кто-то в силу особенностей своего характера, своих инте­ресов, своего поведения не собирается часто выступать публич­но, то слушать выступления других приходится в современной жизни каждому человеку. Вы слушаете учителей и учеников в школе, лекторов, дикторов радио и телевидения и т. д. Из пуб­личных выступлений можно почерпнуть богатую информацию, поэтому надо их запоминать. То, что излагается оратором, нужно уметь и оценивать: убедительно или нет содержание речи, что можно противопоставить услышанному и т. д. Внимательно

слушая оратора, вы развиваете свое мышление. Часто публич­ные выступления воздействуют на ваши чувства. Надо ли разде­лить с оратором его переживания или надо противостоять его эмоциональному напору — все это должен решить слушатель.

В данной книге риторика будет рассмотрена только в приме­нении к ораторской речи. Но современные специалисты в обла­сти риторики и в нашей стране, и за рубежом уделяют в своих исследованиях внимание и диалогическому общению (беседа, спор), и практике делового общения, и риторике письменной ре­чи. Риторика письменной речи вам неплохо известна по урокам развития речи. Проблемы беседы, спора и практики делового об­щения рассматриваются в других пособиях, которые в ближай­шее время выйдут в свет.

Читая данную книгу, вы кратко познакомитесь с историей ри­торики, рассмотрите основные ситуации, когда люди обращают­ся к публичной речи, увидите разнообразие этих речей. Узнаете, что значит речь правильная, как работать оратору над своим го­лосом, как готовить речь, строить ее и произносить, как завое­вать слушателей и самому стать заинтересованным слушателем.

Книга состоит из 10 глав, каждая из которых посвящена определенной проблеме риторики. Вначале излагаются теоретические сведения, затем даются практиче­ские упражнения, правильность выполнения которых можно проверить по ответам. Рядом с упражнениями, к которым имеется ответ, помещен небольшой рисунок. Такой же рисунок вы найдете в конце книги — в ответах.

И при изложении теории, и в практических упражнениях приводятся фрагменты из речей выдающихся ученых, Писателей, юристов, государственных и общественных деятелей, проповедников. Эти фрагменты обозначены особым рисунком, что позволяет легко находить их в тексте и неоднократно обращаться к ним. Для дополнительного чтения в учебную книгу введены осо­бые рубрики: “Из “Сравнительных жизнеописаний” Плутарха” (приводятся выдержки, посвященные ораторам Демосфену и Цицерону), “Документы, связанные с опубликованием учебни­ков по риторике М. В. Ломоносова”, “Пословицы, посвященные речи” и “Из воспоминаний о публичных выступлениях”, где вы найдете свидетельства современников о публичных речах изве­стных русских ученых и юристов. Материал для дополнительно­го чтения выделен специальными линейками.

Возможны разные варианты работы с пособием, например начать чтение с главы 5-й или главы 4-ю и 10-ю изучать между главами 1, 2 и 3-й.

ГЛАВА 1 РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ РИМЕ

ПРОЧИТАВ ГЛАВУ, ВЫ УЗНАЕТЕ:

ГДЕ ВОЗНИКЛА РИТОРИКА

КТО ТАКИЕ СОФИСТЫ И КАК ОНИ ПОНИМАЛИ РОЛЬ СЛОВА

ПОЧЕМУ СОКРАТ И ПЛАТОН БРОСИЛИ ВЫЗОВ СОФИСТАМ

КАКИМ ВИДИТ ПЛАТОН ПОДЛИННОЕ КРАСНОРЕЧИЕ

КАК РАССМАТРИВАЛ РИТОРИКУ АРИСТОТЕЛЬ

КАКОВЫ ВЗГЛЯДЫ ЦИЦЕРОНА НА ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО

В ЧЕМ ЗАСЛУГА КВИНТИЛИАНА, АВТОРА ДВЕНАДЦАТИ КНИГ “РИТОРИЧЕСКИХ НАСТАВЛЕНИЙ”

СОФИСТЫ—УЧИТЕЛЯ РИТОРИКИ

Родиной красноречия считается Эллада, хотя ораторское ис­кусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Вавилоне, и в Индии. Но именно в античной Греции оно стре­мительно развивается, и впервые здесь появляются систематиче­ские работы по его теории.

В V в. до н. э. в Элладе были распространены города-госу­дарства, в которых развивалась рабовладельческая демократия. В них создавалась особая атмосфера для расцвета красноречия. Верховным органом в таком городе было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно.

Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было пред­ставить свои идеи наиболее привлекательным способом.

Публично решались не только политические вопросы, но и со­вершался суд. При этом прокуроров не существовало и обвини­телем мог выступить любой человек. Обвиняемый защищался сам, убеждая судей в своей невиновности. Количество судей бы­ло в Афинах, например, 500, а всего в решении судьбы обвиняе­мого принимало участие до 6000 человек. При таких условиях в более выгодном положении оказывались те, кто, обладая да­ром слова, умел расположить к себе слушателей.

Итак, общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать в собрании совета и на народ­ных собраниях, полководцу — перед войском, частному лицу — перед судом, а также на празднествах, дружеских встречах, по­минках, которые бывали достаточно многолюдными. В этих усло­виях красноречие становится необходимым каждому человеку. Появляются платные учителя — софисты (от греч. sophistes — искусник, мудрец), которые не только обучали практиче­скому красноречию, но и составляли речи для нужд граждан. Софисты принадлежали к сложившейся в Афинах во второй по­ловине V в. до н. э. школе философов-просветителей, создавших невиданный культ слова. Они мастерски владели всеми форма­ми ораторской речи, законами логики, искусством спора, умени­ем воздействовать на аудиторию.

Софисты постоянно подчеркивали силу слова. Так, Горгий в речи “Похвала Елене” пишет: “Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным те­лом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх на­гнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить”. Но, чтобы слово приобрело власть над людьми, над ним нужно постоянно работать. Поэтому красноречие требует огромного труда. Это прекрасно разъясняет Протагор: “Труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на го­лову тем, которые его любят. Труден, правда, язык, но его цветы богаты и всегда новы, и рукоплещут зрители и учителя радуют­ся, когда ученики делают успехи, а глупцы сердятся — или, мо­жет быть, иногда они и не сердятся, так как они недостаточно проницательны”.

Популярность учителей-софистов была необычайно вели­ка. Они ездили по всей Греции, выступая перед слушателями и помогая желающим овладеть красноречием. Как правило, со­фисты были людьми почитаемыми и богатыми. Многие из них выполняли дипломатические поручения, например Гиппий и Горгий; известно, что Продик занимался государственной дея­тельностью, Протагор составлял законы. По преданию, самому знаменитому из софистов— Горгию—была поставлена золотая статуя за его речь в Олимпии — призыв греков к единодушию

в борьбе против их врагов. Но есть сведения, что эту статую Гор­гий поставил себе сам.

Софисты уделяли большое внимание не только практике, но и теории красноречия. Именно они заложили основы рито­рики как науки об ораторском искусстве. По мнению софис­тов, цель оратора не раскрытие истины, а убе­дительность. А убеждать, как считал, например, Горгий, мо­жет только искусно составленная речь; при этом не важно, со­ответствует она истине или нет. Задача софиста — научить “де­лать слабое мнение сильным”. Отсюда значение слова софизм — преднамеренно ложный вывод. Произносящий речь силою своего слова должен заставить “малое казаться большим, а большое малым, новое представить древним, а древнее — новым”, он мо­жет сделать людей “своими рабами по доброй воле, а не по при­нуждению”.

Софисты умели насмешкой уничтожать довод противника, а на его насмешку отвечать с достоинством. Истинный оратор, по мнению Горгия, должен уметь одну и ту же вещь и восхвалять и порицать.

Чтобы овладеть красноречием, предлагались определенные приемы. Учили о том, что “речи должны быть ни длинными, ни короткими, но соблюдающими меру”, использовали антитезу и созвучие окончаний; обращали внимание на сжатость и за­кругленность мысли, ритм речи, изучали ораторскую лексику, а также воздействие речи на чувства.

Итак, во времена софистов риторика была “царицей всех наук”.

СОКРАТ И ПЛАТОЙ—СОЗДАТЕЛИ ТЕОРИИ “ПОДЛИННОГО КРАСНОРЕЧИЯ”

Против положения софистов об относительности истины (вспомним: цель оратора не раскрыть истину, а научить слабое мнение сделать сильным) выступил древнегреческий философ Сократ (ок. 470—399 до н. э.). Для Сократа абсолютная истина божественна, она выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов-софистов за стремление к успеху, за их готовность силою красноречия убедить публику в чем угодно. Он считал недопустимым брать плату за уроки, как это делали софисты, утверждая, что “продажа мудрости равнозначна продаже красоты”.

Эти мысли Сократа изложены его учеником Платоном (ок. 427 — ок. 347 до н. э.) в знаменитых диалогах “Горгий”, “Со­фист”, “Федр”, центральным персонажем которых является Со­крат. В своих трудах Платон приходит к определению софиста как мнимого мудреца, а софистики как мнимой мудрости.

Риторике софистов, которую Платон не считает наукой, он противопоставляет подлинное красноречие, осно­ванное на знании истины, а поэтому доступное только философу. Эта теория красноречия изложена в диа­логе “Федр”, в котором представлена беседа философа Сократа с юношей Федром. Суть теории в следующем.

Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет. “Во всяком деле, юно­ша,— обращается Сократ к Федру,— надо для правильного его обсуждения начинать с одного и того же: требуется знать, что же именно подвергается обсуждению, иначе неизбежны сплошные ошибки”.

Далее, по мысли Сократа, необходимо познание исти­ны, т. е. сущности предмета: “Прежде всего надо познать исти­ну относительно любой вещи, о которой говоришь или пишешь;

суметь определить все соответственно с этой истиной; подлинно­го искусства речи нельзя достичь без познания истины”; “кто не знает истины, а гоняется за мнениями, у того искусство речи бу­дет, видимо, смешным и неискусным”.

Ясно и четко говорится в диалоге о построении речи. На первом месте, в начале речи, должно быть вступление, на втором месте—изложение, на третьем—доказа­тельства, на четвертом—правдоподобные выводы. Воз­можны еще подтверждение и добавочное под­тверждение, опровержение и добавочное опро­вержение, побочное объяснение и косвенная похвала.

Ценное в теории красноречия Платона—идея воздейст­вия речи на душу. По его мнению, оратору “необходимо знать, сколько видов имеет душа”, поэтому “слушатели бывают такими-то и такими-то”. И какая речь каким образом воздейст­вует на душу. Оратор должен соотносить виды речей и виды ду­ши и ее состояния. Знать, какую душу какими речами и по ка­кой причине непременно удастся убедить, а какую — нет. Зада­ча оратора — “отыскивать вид речи, соответствующий каждому характеру, и таким образом строить и упорядочивать свою речь;

к сложной душе надо обращаться со сложными, разнообразны­ми речами, а к простой душе—с простыми”.

Итак, по мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а познав природу людских душ, имеет возможность внушить свое мнение слушателям.

АРИСТОТЕЛЬ И ЕГО “РИТОРИКА”

Мысли Платона об ораторском искусстве были блестяще развиты его учеником Аристотелем (384—322 до н. э.), который провел в Академии учителя 20 лет. После подчинения Греции

Филиппу Македонскому Аристотель согласился быть воспитате­лем его сына — Александра Македонского, ставшего впоследст­вии знаменитым полководцем. В последние годы жизни Аристо­тель основал в Афинах собственную школу, которую называли Ликей. Утром там занимались философией, после обеда — рито­рикой.

До нас дошло сочинение Аристотеля под названием “Ритори­ка”, в котором он подробно излагает свои взгляды на эту науку. Сочинение состоит из трех книг.

В I книге рассматривается предмет риторики, которая опре­деляется как “способность находить возможные способы убеж­дения относительно каждого данного предмета... Их три вида: одни из них находятся в зависимости от характера говорящего, другие — от того или другого настроения слушателя, третьи — от самой речи”. Далее рассматриваются виды ораторских речей.

Во II книге “Риторики” вначале говорится о “причинах, воз­буждающих доверие к говорящему”. “Это разум, добродетель и благорасположение”. Если “слушателям кажется, что оратор обладает всеми этими качествами, они непременно чувствуют к нему доверие”. Далее рассказывается о том, как убеждать слушателей, вызывая у них определенную страсть: гнев, любовь, страх, смелость, стыд, сострадание, негодование, зависть и т. д. Аристотель показывает, как и почему должен учитывать эти страсти оратор. Говорящему не следует забывать о возрасте слушателей, их происхождении, общественном положении и т. д. Все это необходимо для того, чтобы речь была убедительной.

Как видим, главным для Аристотеля, как и для софистов, яв­ляется убедительность речи. Однако если для последних была не существенной истина (наоборот, высшим искусством считалось убедить слушателей в чем угодно), то для Аристотеля, как и для Платона, важна достоверность того, о чем говорится в речи. Аристотель много места отводит логическим доказательствам, убеждающим слушателей в истинности сказанного.

Однако, по мнению Аристотеля, невозможно пользоваться только достоверным знанием. Оно не всегда доступно человеку. Желая убедить в чем-нибудь людей, мы часто пользуемся раз­личными примерами из жизни, приводим суждения вероят­ного характера и делаем из них хоть и не вполне точные, но убедительные выводы. Такие выводы не являются абсолютно достоверными, но претендуют на правдоподобие, т. е. кажут­ся большинству истинными и заслуживающими дове­рия. Эти выводы говорят об истине так, как она доступна дока­зывающему, причем делаются они добросовестно. (Вспомним о софистах, которые считали возможным восхвалять любую вещь, независимо от ее объективных свойств.)

III книга “Риторики” посвящена самой речи.

Большое внимание уделяется стилю. Он “должен подходить к предмету речи”. Общие требования к стилю —.ясность, доступ-

________________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: