Резюме
1. Прочитав главу 1, вы узнали, что риторика родилась в рабовладельческих государствах Древней Греции и рассматривалась как теория ораторского искусства. Ее отцами являются софисты — платные учителя и составители речей. В это время риторика была “царицей всех наук”, потому что общественная жизнь Эллады требовала от человека искусного владения словом.
2. Против софистов выступил Сократ (его мнение воспроизводит философ Платон в своих диалогах). По мнению Сократа, софист—мнимый мудрец, а софистика—лженаука, потому что софисты равнодушны к истине и готовы убедить слушателей в чем угодно. Для этого они широко использовали софизмы — преднамеренно ложные выводы.
3. Платон противопоставил практической риторике софистов учение о подлинном красноречии. По его мнению, составляя речь, оратор должен четко определить предмет этой речи, познать о нем истину, познать души л годе и, для которых речь предназначена. Речь составляется так, чтобы наилучшим образом воздействовать на душу, убедить слушателя в своей правоте. Платон четко определяет композицию речи: она состоит из вступления, изложения, доказательств и выводов.
|
|
4. Дальнейшее развитие риторики связано с именем древнегреческого философа Аристотеля. Он определяет риторику как “способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета”. Убеждение зависит от характера говорящего, настроения слушателя и от самой речи. В книге подробно рассмотрены три рода речей: совещательные, судебные и эпидейктические. Как и для Платона, для Аристотеля важна истинность сказанного в речи. Но Аристотель считает, что истина не всегда доступна человеку, а потому можно делать выводы вероятного характера, но обязательно добросовестно. Аристотель много пишет о необходимости понимания человеческих страстей, возрастных и социальных особенностей слушателей, о композиции и стиле речи.
5. Выдающиеся сочинения по риторике были созданы древнеримским оратором, политиком и писателем Цицероном. По его мнению, риторика представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта. Цицерон придерживается классической схемы риторического процесса.
Оратор должен:
1) найти что сказать;
2) найденное расположить по порядку;
3) придать ему словесную форму;
4) все это запомнить;
5) произнести.
6. Опыт классической риторики обобщен в 12 книгах “Риторических наставлений” Квинтилиана. Он рассматривает риторику как науку о способности хорошо говорить и силе убеждать. Квинтилиан не считал необходимым жестко придерживаться риторических правил, он придавал большое значение самостоятельности оратора. Квинтилиан разработал стройную систему подготовки оратора.
7. Родившаяся в Древней Греции и получившая развитие в Древнем Риме риторика не погибла вместе с античной цивилизацией, а продолжала жить в средние века и в новое время.
ÍÀÖ²ÎÍÀËÜÍÀ ÀÊÀÄÅÌ²ß ÓÏÐÀÂ˲ÍÍß
Конспект книги