Кохтев Н.Н

Резюме

1. Прочитав главу 1, вы узнали, что риторика родилась в рабовладельческих государствах Древней Греции и рассматри­валась как теория ораторского искусства. Ее отцами являются софисты — платные учителя и составители речей. В это время риторика была “царицей всех наук”, потому что общественная жизнь Эллады требовала от человека искусного владения словом.

2. Против софистов выступил Сократ (его мнение воспроиз­водит философ Платон в своих диалогах). По мнению Сократа, софист—мнимый мудрец, а софистика—лженаука, по­тому что софисты равнодушны к истине и готовы убедить слуша­телей в чем угодно. Для этого они широко использовали со­физмы — преднамеренно ложные выводы.

3. Платон противопоставил практической риторике софистов учение о подлинном красноречии. По его мнению, со­ставляя речь, оратор должен четко определить предмет этой речи, познать о нем истину, познать души л го­де и, для которых речь предназначена. Речь составляется так, чтобы наилучшим образом воздействовать на душу, убедить слушателя в своей правоте. Платон четко определяет композицию речи: она состоит из вступления, изло­жения, доказательств и выводов.

4. Дальнейшее развитие риторики связано с именем древне­греческого философа Аристотеля. Он определяет риторику как “способность находить возможные способы убеждения относи­тельно каждого данного предмета”. Убеждение зависит от ха­рактера говорящего, настроения слушателя и от самой речи. В книге подробно рассмотрены три рода речей: совещательные, судебные и эпидейктические. Как и для Платона, для Аристоте­ля важна истинность сказанного в речи. Но Аристотель считает, что истина не всегда доступна человеку, а потому можно делать выводы вероятного характера, но обязательно добросовестно. Аристотель много пишет о необходимости понимания человече­ских страстей, возрастных и социальных особенностей слушате­лей, о композиции и стиле речи.

5. Выдающиеся сочинения по риторике были созданы древнеримским оратором, политиком и писателем Цицероном. По его мнению, риторика представляет собой практически полезную си­стематизацию ораторского опыта. Цицерон придерживается классической схемы риторического процесса.

Оратор должен:

1) найти что сказать;

2) найденное расположить по порядку;

3) придать ему словесную форму;

4) все это запомнить;

5) произнести.

6. Опыт классической риторики обобщен в 12 книгах “Рито­рических наставлений” Квинтилиана. Он рассматривает ритори­ку как науку о способности хорошо говорить и силе убеждать. Квинтилиан не считал необходимым жестко придерживаться ри­торических правил, он придавал большое значение само­стоятельности оратора. Квинтилиан разработал стройную систе­му подготовки оратора.

7. Родившаяся в Древней Греции и получившая развитие в Древнем Риме риторика не погибла вместе с античной цивили­зацией, а продолжала жить в средние века и в новое время.

ÍÀÖ²ÎÍÀËÜÍÀ ÀÊÀÄÅÌ²ß ÓÏÐÀÂ˲ÍÍß

Конспект книги


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: