Резюме
1. Ораторский монолог является монологом особого типа. Обращаясь к слушателям, выступающий как бы беседует с ними, т. е. происходит своеобразный диалог.
2. Во время произнесения речи оратор устанавливает контакт со слушателями, который называют “эффект живой реакции”.
3. Скрытая ф о р м а д и а л о г а позволяет достичь эффекта сопереживания. Возможны разные формы сопереживания: интеллектуальное (“мышление вслух”) и эмоциональное.
4. Помимо скрытого диалога во время выступления оратора! возможен открытый диалог: вопросы слушателей в процессе речи и ответы на них оратора; вопросы оратора к аудитории.
5. Эмоциональность речи создает стилистически окрашенная лексика. По стилистической окраске различают слова возвышенные, нейтральные, сниженные. Слова могут содержать оценку: положительную или отрицательную.
6. Важно использовать в речи средства контакта, которые активизируют внимание слушателей и усиливают воздействие речи. Это личные местоимения 1-го и 2-го лица, глаголы в форме 1-го, 2-го лица и в повелительном наклонении, обращения, риторический вопрос, вопросо-ответное единство.
|
|
ГЛАВА 9
ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАЙТЕ СТИЛЬ И ТИП РЕЧИ
ПРОЧИТАВ ЭТУ ГЛАВУ, ВЫ УЗНАЕТЕ, ЧТО,
ВСЕ КНИЖНЫЕ СТИЛИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В РЕЧАХ РАЗНОГО РОДА И ВИДА
ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ, КАК ПРАВИЛО, ОБРАЗУЕТСЯ СОЕДИНЕНИЕМ КНИЖНОГО И РАЗГОВОРНОГО СТИЛЕЙ
В ОРАТОРСКИХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ ВСТРЕЧАЮТСЯ РАЗНЫЕ ТИПЫ РЕЧИ
При подготовке к речи оратор обычно пользуется справочниками, газетами, журналами, научными или научно-популярными работами — одним словом, книжно-письменными источниками, относящимися к разным стилям речи: официально-деловому, научному, публицистическому. Нередко оратор привлекает и образы из художественной литературы (художественный стиль).
Использование разных источников, а значит, и разных стилей зависит от рода и вида речи.
В некоторых случаях в выступлении оратора будет преобладать какой-нибудь один стиль. Например, отчетный доклад тесно связан с официально-деловым стилем речи, потому что при его подготовке понадобятся различные документы, в том числе статистические данные, справочники, протоколы, инструкции, т. е. официальные документы.
Вузовская, школьная лекции ближе к научному стилю, потому что их основой служат научные работы, учебники, пособия.
В проповеди, как правило, преобладают элементы публицистического стиля. В качестве примера рассмотрим фрагмент из
слова митрополита Крутицкого и Коломенского Николая, сказанного в Преображенской церкви Москвы (40-е годы XXв.):
Что нам нужно для того, чтобы скопить духовное богатство? Прежде всего, нужно этого пожелать всем своим сердцем.(...)
|
|
Для того чтобы скопить в себе возможно больше этого богатства, нужно принуждать себя к добрым делам. Да, принуждать! Наша грешная природа часто протестует внутри нас против добрых движений нашей души. В нашем грешном сердце, наряду с голосом, зовущим к Небу, живет и другой голос, который отвлекает нас от жизни в Боге, от наших трудов по собиранию себе духовного сокровища. (...)
Хочется сердцу сделать доброе дело, поделиться чем-нибудь с неимущим,— опять в сердце может подняться другой голос, голос скупости, голос жадности, который скажет тебе в эти минуты: не давай, тебе одному пригодится то, что ты хочешь отдать. И ты убираешь уже протянутую твою руку. Готовый отдать что-нибудь неимущему, ты подчиняешься этой греховной немощи своего духа, лишаешь себя радости исполнять заповедь Христову. Пожелав сделать доброе дело, отказываешься от него, не думая о том, что ты всегда должен помнить о заповеди христианской: “Мы созданы на добрые дела”, “Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд”. Ты забываешь о словах Священного Писания: “Благотворящий бедному дает взаймы Господу”. Ведь Господь не только отдает все, что мы через нищих и неимущих подаем Ему, но отдает, как дает любящий отец,— “мерою доброю, утрясенною и переполненною”, во много раз больше того, что даем мы сами.
Вот для того, чтобы приучить себя собирать духовное сокровище, и надо принуждать себя к добрым делам, бороться с внутренним греховным голосом против добрых порывов души.
Проповедь изобилует оценочными словосочетаниями, которые выстраиваются в антонимический ряд (добрые движения души, добрые порывы души, духовное сокровище — грешная природа, грешное сердце, греховная немощь), повторами (...Нужно принуждать себя к добрым делам. Да, принуждать! Другой голос, голос скупости, голос жадности. Господь не только отдает все, что мы через нищих и неимущих подаем Ему, но отдает, как дает любящий отец).
Публицистический стиль обычно широко используется в парламентских, митинговых, приветственных и юбилейных речах.
Выше были рассмотрены роды и виды речей, в которых преобладает тот или иной книжный стиль. Но во многих ораторских выступлениях используются разные стили речи.
Приведем примеры из судебной практики А. Ф. Кони. Юрист подготовил заключение на жалобу земского начальника Харьковского уезда кандидата прав Василия Протопопова, недоволь-
ного решением суда, который обвинил его в преступлениях по должности за систематические избиения крестьян. В заключении А. Ф. Кони мастерски сочетаются официально-деловой и публицистический стили. В качестве примера приведем фрагмент речи.
Подсудимый настаивает перед правительствующим сенатом об отмене приговора палаты во всех частях, кроме одной, и об открытии ему вновь дверей государственной службы. Будучи в настоящем деле прокурором апелляционного суда, то есть представителем обвинительной власти, я выражаю надежду, что правительствующий сенат оставит приговор палаты в силе, а ходатайство подсудимого без последствий. Устав о службе гражданской т. III свода законов определяет в статье 712: “...общие качества должностного лица и общие обязанности, которые должны быть всегда зеркалом всех его поступков”. К ним принадлежат: здравый рассудок, человеколюбие, радение о должности, правый и равный суд всякому состоянию и т. д. Мы видели, как часто гнев потемнял здравый рассудок подсудимого, мы знакомы с характерными способами выражения им своего человеколюбия, мы знаем, как радение о должности обращалось у него в радение о своей власти, нам известно, как облегчал он обращение к своему правому и равному суду... Он не может без опасения причинения дальнейшего вреда поручаемому ему делу оставаться матросом на корабле государственной службы. Его следует высадить за борт — и когда он, предавшись частной жизни, сольется с массой людей, не имеющих никакой власти, он взглянет на последнюю снизу вверх и, вероятно, поймет, как дурно для других и опасно для себя распоряжался он той властью, которая была ему с доверием дана...
|
|
В первой половине фрагмента преобладают черты официально-делового стиля: цитирование закона, использование специальных терминов и словосочетаний (подсудимый, апелляционный суд, отмена приговора во всех частях, обвинительная власть, правительствующий сенат, оставить приговор в силе, оставить ходатайство без последствий, должностное лицо, радение о должности, правый и равный суд всякому состоянию и т. д.).
Для второй половины фрагмента характерно использование публицистического стиля. Здесь встречаются повторы (местоимения мы, он). Иронически звучат по отношению к подсудимому (раздававшему направо и налево тумаки) перечисленные в своде законов такие качества должностного лица, как человеколюбие, радение о должности, правый и равный суд. Завершается речь образным сравнением распоясавшегося земского начальника с матросом, которого следует высадить за борт корабля государственной службы.
Сочетание в речи А. Ф. Кони элементов официально-делового
и публицистического стиля делают вывод оратора о виновности земского начальника Василия Протопопова особенно убедительным.
Еще большее впечатление на слушателей производит речь с элементами художественного стиля. Она не только сильно действует на чувства, но и доставляет эстетическое наслаждение. Многие ученые, например В. О. Ключевский, Ф. И. Буслаев, М. А. Мензбир, А. Е. Ферсман, читая вузовские и научно-популярные лекции, широко использовали художественный стиль. В качестве примера приведем фрагмент характеристики царя Петра I из лекции В. О. Ключевского:
Петр был великан, без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять. Христосуясь на пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине. От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком еще более развило его мускульную силу и сноровку. Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету.(...)
|
|
Петр был гостем у себя дома. Он вырос и возмужал на дороге и на работе под открытым небом. (...) Многолетнее безустанное движение развило в нем подвижность, потребность в постоянной перемене мест, в быстрой смене впечатлений. Торопливость стала его привычкой. Он вечно и во всем спешил. Его обычная походка, особенно при понятном размере его шага, была такова, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Ему трудно было долго усидеть на месте: на продолжительных пирах он часто вскакивал со стула и выбегал в другую комнату, чтобы размяться... Если Петр не спал, не ел, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли.
Яркая изобразительность этого фрагмента поражает. Слушатель видит живого царя, то низко наклоняющегося, чтобы похристосоваться, то свертывающего в трубку серебряную тарелку, то вскакивающего из-за стола. Тем из вас, кто помнит картину живописца В. А. Серова “Петр I” (1907), на которой изображен шагающий крупными шагами Петр с развевающимися волосами и не поспевающая за ним свита, интересно будет узнать, что эта картина навеяна лекциями В. О. Ключевского.
Итак, ораторы используют в своих речах все книжные стили речи, но чаще всего публицистический, обладающий наибольшей силой воздействия. Элементы этого стиля активно включаются в выступления, относящиеся по своему содержанию, роду и виду к другим стилям — научному и официально-деловому. Высшим мастерством оратора является использование художественного стиля, который не только воздействует на слушателей, но и доставляет им эстетическое наслаждение.
150
“ПОДДЕЛКА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ПОД УСТНУЮ”
Приведенные выше примеры показали, что выступление оратора строится с опорой на книжные стили речи. Однако исполняется оно устно, а значит, тот, кто произносит речь, непременно использует элементы разговорного стиля, так как последний чаще всего связан с устной формой речи.
Соединение этих противоположных стилей и образует ораторскую речь. Конечно, это упрощенная трактовка процесса образования речи. Но суть ее правильна.
Итак, при подготовке и произнесении речи возникает противоречие между письменной речью и устным ее исполнением. Ораторская речь, с одной стороны, несет в себе элементы книжных стилей, с другой — разговорного, тесно связанного с устной речью. В связи с этим представляет интерес высказывание известного ученого-лингвиста А. М. Пешковского: “Говорить литературно, то есть в полном согласии с законами письменной речи, и в то же время с учетом особенностей устной речи и отличия психики слушателей от психики читателей, не менее трудно, чем говорить просто литературно. Это особый вид собственно литературной речи — вид, который я бы назвал в известном смысле подделкой письменной речи под устную. Такая подделка действительно необходима в той или иной степени во всех публичных выступлениях, но она ничего общего не имеет с тем случаем, когда оратор не умеет справиться со стихией устной речи или не умеет ориентироваться в должной мере на письменную”.
Иначе говоря, следует внимательно контролировать употребление устной и письменной речи, в должной мере объединяя эти две стихии. Если одна из них победит, значит речь будет звучать или слишком сухо, или слишком “раскованно”.
Приведем примеры выступлений, в которых книжная и разговорная речь органически дополняют друг друга. В судебной речи “Дело земского начальника Василия Протопопова” А. Ф. Кони есть такой фрагмент:
Должностное лицо признается, говорит, между прочим, статья 338 Уложения, превысившим власть, ему вверенную, когда, выступив из пределов и круга действий, предписанных ему по званию или должности, учинит что-либо в отмену или вопреки существующих узаконении или предпишет или примет меру, которую мог бы установить лишь новый закон, и т. д. Действуй по закону, а не вопреки ему, говорит эта статья чиновнику, не присваивай себе права, принадлежащего лишь власти законодательной, но если ты находишь нужным сделать какое-нибудь распоряжение, на которое у тебя нет прямого уполномочия от твоего начальства, то испроси таковые, а не действуй с самонадеянным самоволием.
Если первое предложение приведенного фрагмента можно от-
нести к официально-деловому стилю, в нем оратор соотносит поведение подсудимого со статьями закона, используя устоявшиеся речевые формы этого стиля, то второе предложение представляет собой как бы перевод мысли, изложенной выше, в стиль, близкий к разговорному, особенно в начале предложения. Энергично звучащие глаголы в форме повелительного наклонения, 2-го лица, единственного числа (действуй, не присваивай), обобщенно-личные предложения создают впечатление непосредственного обращения к слушателю, беседы с ним.
Элементы разговорного стиля позволяют лектору оживить изложение. Вот, например, как описывает В. О. Ключевский смерть царевича Ивана—сына Ивана Грозного:
Грозный царь Иван Васильевич года за два с чем- нибудь до своей смерти, в 1581 г., в одну из дурных минут, какие тогда часто на него находили, прибил свою сноху за то, что она, будучи беременной, при входе свекра в ее комнату оказалась слишком запросто одетой. Муж побитой, наследник отцова престола царевич Иван, вступился за обиженную жену, а вспыливший отец печально удачным ударом железного костыля в голову положил сына на месте. Царь Иван едва не помешался с горя по сыне, с неистовым воплем вскакивал по ночам с постели, хотел отречься от престола и постричься; однако, как бы то ни было, вследствие этого несчастного случая преемником Грозного стал второй его сын — царевич Федор.
Использование разговорных оборотов (выделены в тексте курсивом) помогает наглядно представить себе описываемый историком эпизод. Элементы разговорной речи подчеркивают контраст между семейным, бытовым характером первой из описанных сцен и той страшной трагедией, которая произошла в жизни царя, а затем переросла в трагедию всей страны, вступившей в период Смутного времени.
Степень разговорности устного выступления зависит не только от его цели, содержания, рода и вида, аудитории, но и от способа выступления: чтение текста, воспроизведение его по памяти, импровизация.
Использование элементов разговорного стиля зависит и от индивидуальных речевых навыков говорящего. Есть ораторы, которых так и называют “ораторами разговорного плана”. В их выступлениях встречаются разговорные лексика, фразеология, синтаксические конструкции, придающие речи непринужденность, неофициальное звучание. Таким оратором был ученый-физиолог Иван Петрович Павлов. Он смело включал в научное изложение разговорные элементы, тем самым придавая своим лекциям яркость и убедительность. Приведем некоторые фразы из лекций ученого: “Итак, еще одна беда обойдена, а окончательная цель все еще не достигнута”; “Понятно, что для человека,
152
чувствующего голод, экстренные меры не нужны и достаточно приятно само по себе удовлетворение голода, недаром говорится, что голод—лучший повар”, “Невролог, проевший зубы на этом деле, до сих пор не уверен, имеет ли мозг какое-либо отношение
к уму”.
Чтобы показать, как органически сочетаются в речи И. П. Павлова элементы научного и разговорного стиля, рассмотрим фрагмент из его лекции:
Где общая схема высшей нервной деятельности? Где общие правила этой деятельности? Перед этими законнейшими вопросами современные физиологи стоят поистине с пустыми руками. Почему же объект так сложен конструктивно, так обилен функциями, а рядом с этим исследование его для физиолога уперлось как бы в угол, а не представляется почти безграничным, как можно было бы ожидать?
Во фрагменте сочетаются элементы разговорного (фразеологизмы с пустыми руками, упереться в угол, экспрессивные вопросительные предложения, синтаксический повтор так... так) и научного стиля (термины функция, объект, безграничный, высшая нервная деятельность}. Такой сплав различных стилистических элементов привлекает внимание слушателей.
И. П. Павлов вносил в речь разговорные интонации, часто использовал указательные местоимения этот, тот, указательно-восклицательную частицу вот, личные местоимения я, мы, вы, глаголы повелительного наклонения, которые приглашают слушателей что-либо сделать или подумать над тем, что сообщается, например: “Вот животное, которое приготовлено так, как я вам описал. А вот сейчас мы начнем действовать на ухо собаки ударами метронома”; “Возьмем самый простой пример”.
Итак, своеобразие ораторской речи в том, что она, как правило, образуется соединением книжного и разговорного стилей и мастерство выступления зависит от органичности этого соединения.