ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРАТОРОМ РАЗНЫХ ТИПОВ РЕЧИ
Ораторская речь, как показывает практика, по своему составу неоднородна. Ведь в процессе мышления человеку свойственно отражать различные объективно существующие связи между явлениями действительности. Это отражается в языке в виде особых типов речи. Они вам хорошо известны. Это повествование, описание и рассуждение (размышление). Смена этих типов придает ораторской речи динамический характер.
Повествование—это рассказ о событиях во временной последовательности, динамический функционально-смысловой
Урусов Сергей Николаевич (1816—1883)— главноуправляющий II отделением “Собственной его императорского величества канцелярии”, известный судебный оратор.
Крупное лицо Урусова с ироническою складкою губ и выражением несколько высокомерной уверенности в себе не приковывало к себе особого внимания. Это было одно из “славных русских лиц”, на котором, как и на всей фигуре Урусова, лежал отпечаток унаследованного барства и многолетней культуры. Большое впечатление производил его голос, приятный высокий баритон, которым звучала размеренная, спокойная речь его с тонкими модуляциями. В его движениях и жестах сквозило, прежде всего, изысканное воспитание европейски образованного человека. Даже ирония его, иногда жестокая и беспощадная, всегда облекалась в форму особенной вежливости (...)
|
|
Основным свойством судебных речей Урусова была выдающаяся рассудочность. Отсюда чрезвычайная логичность всех его построений, тщательный анализ данного случая с тонкою проверкой удельного веса каждой улики или доказательства, но вместе с тем отсутствие общих начал и отвлеченных положений. В некоторых случаях он дополнял свою речь каким-нибудь афоризмом или цитатой, как выводом из разбора обстоятельств дела.<...>
Наряду с такими характеристиками блистал его живой и подчас ядовитый юмор, благодаря которому пред слушателями, как на экране волшебного фонаря, трагические и мрачные образы сменялись картинками, заставлявшими невольно улыбнуться над человеческою глупостью и непоследовательностью. Остроумные выходки Урусова иногда кололи очень больно, хотя он всегда знал в этом отношении чувство меры. Логика доказательств, их генетическая связь увлекали его и оживляли его речь. Он был поэтому иногда очень горяч в своих возражениях, хотя всегда умел соблюсти вкус и порядочность в приемах. Я помню, как в роли обвинителя, возражая защитнику, усиленно напиравшему на безвыходность денежного положения подсудимого, внушавшую ему мысль зарезать своего спутника, Урусов вдруг, в разгаре речи, остановился, оборвав свои соображения, замолк в каком-то колебании и перешел к другой стороне дела. Во время перерыва заседания на мой вопрос о том, что значила эта внезапная пауза, не почувствовал ли он себя дурно,— он отвечал: “Нет! не то,— но мне вдруг чрезвычайно захотелось сказать, что я совершенно согласен с защитником в том, что подсудимому деньги были нужны до зарезу,— и я не сразу справился с собою, чтобы не допустить себя до этой неуместной игры слов”...
|
|
Но если речь Урусова пленяла своей выработанной стройностью, то зато яркохудожественных образов в ней было мало: он слишком тщательно анатомировал действующих лиц и самое событие, подавшее повод к процессу, и заботился о том, чтобы точно следовать начертанному им заранее фарватеру.
А. Ф. Кони
тип речи, выражающий сообщение о развивающихся действиях или состояниях. Повествование передает сменяющиеся действия или состояния, которые разворачиваются во времени. В нем постоянно могут меняться временные планы. Повествование включает в себя динамические ситуации. К этому типу прибегают тогда, когда требуется подтвердить высказанные оратором положения конкретными примерами, которые анализируются. Может быть три положения. Во-первых, оратор является участником событий, во-вторых, события излагаются со слов третьего лица, в-третьих, оратор, не указывая на источник информации, моделирует событийный ряд. Он передает события, которые совершаются как бы на глазах слушателей, или вводит воспоминания о событиях, развивающихся, в прошлом.
Приведем пример из речи адвоката К. Ф. Хартулари (XIX в.) по делу Лебедева:
Заручившись разрешительным свидетельством городской управы на ломку здания, правление, согласно обязательству, потребовало от Лебедева немедленного приступа к работе.
Лебедев отправляется на Никольский рынок, там сре ди рабочего пролетариата вербует себе отряд рабочих по самым дешевым поденным платам.
Весь этот отряд под командой Андрея Лебедева (...) рассыпался по куполу здания, который изнутри, для безопасности, был подперт четырьмя деревянными стойками, скрепленными между собой железными связками, или скобами. (...)
Работа закипела. Застучали молотки, и вскоре наружная металлическая обшивка была снята, а за ней снят так называемый черный пол, и остов купола тотчас же обнажился с его металлическими стропилами, числом до 32, которые, подобно радиусам
от центра, спускались от вершины купола к его основанию, лежащему на стенах самого здания в кольце.
Наступала самая трудная и самая опасная часть работы, состоявшая в разборке и расчленении металлических стропил.
Слова, которые здесь используются, создают динамику изложения: потребовало немедленного приступа к работе, отправился, вербует, рассыпался, работа закипела, застучали молотки вскоре, тотчас же обнажился
Описание—это констатирующая речь, как правило, дающая статическую картину, понятие о характере, составе свойствах, качествах объекта путем перечисления существенных его признаков. В описании объект, явление не развиваются. Нет никакого движения. Признаки описания могут обозначать временные явления или его постоянные свойства, качества и состояния. Чаще всего описания в чистом виде — это статическая картина. Например, описание места действия в судебной речи. Так, в речи А. Ф. Кони “Дело об убийстве Филиппа Штрома” описана квартира, где было совершено преступление:
Мы знаем, что это за место: это одна из маленьких в квартир в одной из многолюдных улиц ремесленной и населенной части города. Квартира нанимается бедной женщиной, обыкновенно называемой в просторечии съемщицей, и отдается всякого рода жильцам. Проживают тут, как мы слышали, в этих трех маленьких комнатах, имеющих в длину всего десять шагов, с тоненькой стеной, из-за которой все слышно, с лестницей на небольшой чердак и с кухней, которая вместе составляет и прихожую, и комнату для отдачи жильцам, проживают в этих конурках студенты, сапожные подмастерья, девицы, “живущие от себя”, и, наконец, сами хозяева.
|
|
Иногда описание может быть и динамическим, скажем, описание какого-либо опыта дается обычно в развитии.
Рассуждение (или размышление)—это тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения. Вы размышляете на какую-либо тему и вовлекаете тем самым слушателей в процесс речи. Это приводит к активизации их внимания и вызывает интерес к сообщаемому.
Часто в стиле размышления произносятся духовные проповеди. Приведем фрагмент слова митрополита Крутицкого и Коломенского Николая, сказанного им в церкви Ваганьковского кладбища в Москве (1949).
Медицинская наука придумывает все новые и новые способы лечения телесных болезней, но наука никогда не сможет придумать средства для лечения человеческого духа. Скажите, что может исцелить раны сердца, пронзенного страхом перед будущим и вечными мучениями?
Ничто, кроме утешающего и благодатного евангельского слова. Что может утешить сердце человека, наполненное тревогой перед мыслью о смерти и о Суде Божием по смерти? Только вера, утешающая каждого кающегося грешника милосердием и всепрощением Божиим.
Таковы функционально-смысловые типы речи, которые обычно в выступлении чередуются, однако, в разной степени. Это чередование создает динамику и разнообразие речи. В академической речи может преобладать рассуждение, в речи юридической, наряду с рассуждением, большее место занимают описание и повествование.
ПРАКТИКУМ
1. Прочитайте фрагмент судебной речи А. Ф. Кони “Дело об убийстве статского советника Рыжова”. Какой книжный стиль используется оратором? Почему?
Я думаю, что нет возможности усомниться в правдивости показания вдовы Рыжовой. (...)
|
|
Положение ее поистине ужасно: она лишилась мужа, которого горячо любила, лишилась в нем единственного заступника, единственной поддержки — и лишилась от руки своего брата. Являясь сюда, она должна или признать, что ее брат был прав, и тем показать, что муж ее сделал что-нибудь дурное, выходящее из ряда вон, для того чтобы вынудить его на убийство, или же сказать все, как было, а это может быть гибельно для брата. Ей представляется ее жестокой судьбой на выбор — или молчаливое согласие на опозоренье памяти покойного, любимого, неповинного мужа, чем, быть может, будет куплено спасение брата, или же горестное и тяжкое служение правде, которое, не возвращая ей мужа, должно подвести брата под справедливую кару. Для нее нет выхода из этого. (...) Мы знаем из дела, что у Рыжовой и у Шляхтина есть родные, жив отец, но знаем ли мы ту борьбу, те колебания, те муки, которые должна была пережить злополучная женщина, прежде чем решиться прийти сюда обличительницей брата — сына своего отца; прийти во имя чести отца своих детей и прийти, по-видимому, как дозволительно заключить из вырвавшихся у нее невольно слов, вопреки ожиданиям и требованиям своей семьи?! Знаем ли мы это?
2. Прочитайте два фрагмента из лекций И. П. Павлова.
1) Найдите в текстах элементы научного и разговорного стилей.
2) Запишите любой из этих фрагментов (на выбор) в научном стиле.
3) Какой из вариантов, И. П. Павлова или ваш, более уместен в лекции?
I. Вы знаете, то, что мы сейчас делаем, называется опытом или экспериментом. Мы сами создаем условия для явления, а не наблюдаем его, как оно есть. Я сначала не давал собаке есть и убедился, что слюны не было. Затем я положил ей в рот мясной порошок, и слюна потекла. Я командую явлением. Вот такое воздействие на ход явления сообразно с моим умыслом и называется опытом, экспериментом. Если бы я только смотрел, не вмешиваясь активно в дело, то это было бы простое наблюдение.
II. Вливаем собаке 0,5%-й раствор соляной кислоты. Слизистые железы — 2,3 куб. см., околоушная железа — 2,2 куб. см.
Вы видите, слюна течет, и очень обильно, и при вливании кислоты. Можно задать вопрос, для чего же при вливании кислоты течет слюна? Конечно, для того, чтобы обмыть рот. Ведь обыденный факт, всем известный, что, когда вам в рот попадает что-нибудь горькое, неприятное,— вы отплевываетесь. Словом, слюна исполняет по отношению к полости рта ту же роль, какую в лабораториях играет вода для мытья посуды: слюна обмывает рот.
3. Автор книги “Русская разговорная речь” О. Б. Сиротинина пишет: “Разговорная речь—одна из функциональных разновидностей литературного языка, но она не годится ни для выступления на собрании, ни для ответов в классе”, т. е. не годится для ораторской речи.
Вспомните, какие особенности разговорной речи неприемлемы для выступающего. Приведите примеры.
4. Прочитайте фрагмент из лекции В. О. Ключевского “Хозяйственный быт великоросса” (см. с. 53). К какому типу речи относится фрагмент?
5. Прочитайте фрагмент из лекции Т. Н. Грановского о французском короле Людвиге (Людовике) XI (надеемся, что об этом историческом лице вы имеете некоторое представление хотя бы по учебнику “История средних веков”). Какие типы речи (описание, повествование, рассуждение) и с какой целью в нем использованы?
Парижских граждан при въезде короля поразила страшная противоположность между герцогом Бургундским и королем. Первый въехал в город, как настоящий феодальный властитель, великолепно одетый, окруженный блестящим рыцарством. Людвиг был небольшого роста, худощавый, одетый в платье среднего сословия. Может быть, эта самая простота привлекла к нему сердца городского народонаселения. Между тем как Филипп давал рыцарские праздники, Людвиг знакомился с добрыми горожанами, крестил у них и особенно успешно действовал на женщин, удивлявшихся дотоле невиданной простоте короля.
Это был король среднего сословия с его ненавистью к феода-
лизму. Говорят, что на один турнир Филиппа Людвиг смотрел из окошек своего дворца и особенно забавлялся следующим: незнакомый рыцарь явился на турнир и страшно избивал рыцарей;
говорят, что это был мясник, подосланный королем. Вообще таких преданий о Людвиге ходит очень много, но самый характер их показывает, какие черты короля врезались в память народа.
6. Прочитайте фрагмент из судебной речи А. Ф. Кони “Дело о Станиславе и Эмиле Янсенах, обвиняемых во ввозе в Россию фальшивых кредитных билетов, и Герминии Акар, обвиняемой в выпуске в обращение таких билетов”.
1) Какие типы речи (описание, повествование, рассуждение) и почему использованы в этом фрагменте?
2) Используются ли в нем элементы разговорного стиля? Какова их роль?
Вы знаете, в чем состоял этот случай. К курьеру французского министерства иностранных дел Обри явился неизвестный человек, назвавшийся Леоном Риу. Он принес ему посылку и просил отвезти ее в Петербург. Обри решился взять эту посылку. (...) Обри везет ее в Петербург вместе с депешами Тюильрийского кабинета. Что же такое в посылке? Это, как говорил курьеру Риу и как значится в безграмотном переводе, артикулы, то есть образцы товаров. Посылка, пустая по цене, она стоит 30 франков, ее можно бросить куда-нибудь, и она бросается в саквояж, где клеенка, которой она обшита, распарывается. В Петербурге у Обри является желание посмотреть содержимое посылки, и не защищенные больше оболочкой, в ней оказываются фальшивые бумажки. Об этом заявлено — и вот благодаря необычной любознательности французского курьера русские кредитные билеты попадают на стол вещественных доказательств нашего суда. Вы знаете, что Янсены были затем арестованы. Обстоятельства этого ареста вам более или менее известны. Я не считаю нужным их повторять, но напомню только вкратце, что к Обри сначала явилась г-жа Янсен, но ей Обри не отдал привезенной посылки. (...) На другой день явились оба Янсена, отец и сын. Они получили посылку; отец предложил сыну расписаться и выдал деньги по требованию Обри, немножко поспорив о размере вознаграждения. Затем они вышли. Но едва только они вышли, как старика окружили двое или трое людей. Оказалось, что это чины сыскной полиции, и отец был задержан. Вы слышали показание Э. Янсена, который говорит, что их разделило проходившее по улице войско и он, видя, как к отцу подошел кто-то, перешел с ящиком под мышкой через улицу, чтобы узнать, что случилось с отцом, но также был задержан. Э. Янсен говорит, что если бы он знал, что в ящике, то мог бы бежать, мог бы бросить ящик в канаву, но я полагаю, что объяснение это не заслуживает уважения. Бежать он не мог, потому что, не перейдя через улицу, он не знал еще, что отца остановила полиция, а не какое-либо не-
опасное частное лицо, а потом бежать было уже нельзя, его сейчас бы схватили; в воду бросить — тоже некуда, ведь дело было в начале марта и вода в канаве была покрыта льдом; остается отдаться полиции.
7. Прочитайте фрагменты из пособия О. Б. Сиротининой “Русская разговорная речь”. На их основе составьте инструкцию о том, как надо работать над языком публичного выступления.
Монологическая устная речь, с одной стороны, близка к разговорной речи, поскольку их материальная основа (звуки) является одной и той же, с другой стороны, монологический характер речи сближает ее с письменной формой. (...)
С письменной речью публичную речь (устную речь, используемую в общении с широкой аудиторией) сближает не только монологичность, но и подготовленность, предварительная продуманность, организованность, развернутость высказываний; с разговорной — нежелательность, а подчас и недопустимость использования в устной речи ряда синтаксических конструкций, свойственных письменной речи (причастные и деепричастные обороты, многокомпонентные словосочетания и сложные предложения и т. д.).(...)
Полезны устные пересказы письменного текста, насыщенного нежелательными в устной речи оборотами.
Эти своего рода “запретительные” отличия публичной устной речи от письменной связаны прежде всего с особенностями восприятия устной речи: читающий может несколько раз перечитать текст, предложение, его часть, слушающий такой возможности не имеет, а оперативная память человека ограничена в объеме: длинные, сложные по структуре предложения оказываются за пределами психологических (или даже физиологических) возможностей восприятия.(...)
Опытные лекторы, готовя конспект, либо избегают сугубо письменных построений, либо на ходу свободно перестраивают его, беря из конспекта лишь содержание, суть вопроса, но не форму выражения: устраняют деепричастные и причастные обороты, заменяют так как на потому что и т. д. Все сказанное свидетельствует о том, что надо использовать план-конспект, не содержащий полного текста выступления.
8. Ниже помещен фрагмент из статьи современного лингвиста Р. А. Будагова “В защиту понятия “стиль художественной литературы”. 1) Определите, к какому стилю и типу он относится. 2) На основе этого текста, используя элементы разговорного стиля, подготовьте устное выступление, обращенное к вашим сверстникам.
В современных стилистических исследованиях — отечественных и зарубежных — понятие “стиль художественного произведения” нередко берется под сомнение, лингвисты рассуждают при этом так: стиль художественной литературы не может стоять
в одном ряду с такими речевыми стилями, как, например, разговорный или письменный, научный или публицистический. Отрицая подобную соотносительность, некоторые лингвисты ссылаются на то, что в стиле художественной литературы обычно широко используются все речевые стили, поэтому он образует особое качество и оказывается в другом ряду сравнительно с “обыкновенными” стилями. Но остается неясным, существует ли вообще стиль художественной литературы и что он собой представляет.
Что же в таком случае характеризует стиль художественной литературы вообще? Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, заметим, что понятие “стиль художественной литературы” является, конечно, понятием историческим. И все же, несмотря на глубокую историческую обусловленность такими факторами, как страна, эпоха, литературное направление, характер дарования писателя, понятие стиля художественной литературы обладает не только дифференциальными, но в известной мере и интегральными признаками. Эстетическая функция языка (наряду с другими языковыми функциями, и прежде всего коммуникативной) — вот важнейший интегральный признак, который открыто или скрыто заключен в стиле любого художественного произведения, особенно нового времени. Этот интегральный признак отличает стиль художественного произведения от других стилей речи.
9. Прочитайте заметку, содержащую любопытное сообщение. Представьте себе, что вам захотелось рассказать о прочитанном своим товарищам. Постройте свое выступление так, чтоб вас было легко и интересно слушать. Не забывайте о разговорном стиле!
Экспресс проснулся к юбилею
Вчера из Санкт-Петербурга в Москву приехал сверхскоростной экспресс ЭР-200. Это был тысячный рейс чудо-поезда.
ЭР-200 можно назвать чудом по нескольким причинам. Во-первых, надо отдать ему должное, что так быстро по земле или рельсам из Северной Пальмиры в Москву никто не ездил —дорога занимает чуть больше четырех часов. По этим параметрам мы близки к японским или французским аналогам. Только между нами есть небольшая разница: там, у них, сверхскоростные поезда — каждодневная реальность, у нас же суперрейсы приурочены к юбилеям наподобие вчерашнего. Кстати, говорят, эти поездки дорого стоят: после ЭР-200 приходится еще долго подвинчивать гайки на путях. Ведь мчится он по грузовой колее — на специальную не хватило в свое время денег.
Вообще, у этого поезда нелегкая судьба. Построенный больше десятка лет назад, большую часть жизни он простоял на приколе. Потом немного поездил. Снова постоял. Вчера опять прокатился. Но — с ветерком...
161
10. Представьте себе, что вам предстоит подготовить устное выступлю ние по какому-либо учебному предмету на любую интересную для вас? тему. Подберите научную (научно-популярную) литературу. Используя, ее, не забывайте о “подделке письменной речи под устную” (А. М. Пешковский).
11. Выберите понравившееся вам газетное сообщение, постройте наего основе яркое устное выступление перед сверстниками, используя элементы разговорного стиля.
12. Прочитайте высказывания писателя Владимира Владимировича Набокова о персонажах романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Согласны ли вы с этими высказываниями? Подготовьте для урока литературы устное выступление в форме рассуждения по любому из них (в поддержку или против мыслей В. Набокова).
I. Молодому Лермонтову удалось создать вымышленный образ человека, чей романтический порыв и цинизм, тигриная гибкость и орлиный взор, горячая кровь и холодная голова, ласковость и мрачность, мягкость и жестокость, душевная тонкость и властная потребность повелевать, безжалостность и осознание своей безжалостности остаются неизменно привлекательными для читателей самых разных стран и эпох, в особенности же для молодежи.
II. Женские образы не удавались Лермонтову. Мери—типичная барышня из романов, напрочь лишенная индивидуальных черт, если не считать ее “бархатных” глаз, которые, впрочем, к концу романа забываются. Вера совсем уж придуманная, со столь же придуманной родинкой на щеке; Бэла — восточная красавица с коробки рахат-лукума.
13. Рассмотрите схему.