Тропы—средства создания наглядности речи

Образность речи, словесную наглядность создают тропы. Что такое троп? Троп — поэтический оборот, употребление слов, фраз и выражений в переносном, образном смысле. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представля­ются нам близкими в каком-то отношении. Например, мы гово­рим: золотое кольцо, золотой человек. В первом случае словосо­четание имеет прямое значение: слово золото обозначает мате­риал, из которого сделан предмет (кольцо из золота). Во вто­ром случае — уже переносное значение: “очень хороший че­ловек”.

В основе переноса — положительное качество драгоценно­го металла, драгоценность.

Чтобы можно было ориентироваться в тропах и “видеть” их в речах, очень кратко объясним их.

Основной вид тропа — метафора. Это слово или выраже­ние, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Это скрытое сравнение. На прямое значение наслаивается доба­вочный смысл, который становится основным. Например, в од­ной из лекций Тимофея Николаевича Грановского встретилась такая фраза: “Кто видел средневековые доспехи, тот знает, что рыцарь, выезжая из каменного, надевал на себя железный за­мок”. Здесь метафора железный замок. Так удивительно точно и остроумно назвал профессор рыцарские доспехи.

Метафоры могут быть стершимися, “сухими”, в них вторич­ное значение воспринимается как постоянное, основное. Напри­мер, часы идут, спешат, бегут. Выделяются общеязыковые, об­щепоэтические метафоры, переносное значение которых ощуща­ется (совесть дремлет, закат пылает, жизненная тропа, море хлебов), и индивидуально-авторские, индивидуально-стилисти­ческие метафоры, которые созданы авторами и не входят в об­щенародный язык.

Нередко встречаются развернутые метафоры. Одна метафо­ра в речи как бы тянет за собою другую, образуя сложное целое, сложный образ. Приведем отрывок из лекции Климента Аркадь­евича Тимирязева:

Когда-то, где-то на землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу, он рассек, разорвал связь между частицами углерода и кислорода, соединенными в углекислоте. Освобожденный углерод, соединяясь с водой, об­разовал крахмал. Этот крахмал, превратясь в растворимый са­хар, после долгих странствий по растению отложился, наконец, в зерне в виде крахмала же или в виде клейковины. В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы... Луч солнца, таив­шийся в них в виде химического напряжения, вновь принимает форму явной силы. Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу.

С помощью цепочки ярких метафор создается целый образ, несущий в себе большой заряд выразительности.

Эпитет—это слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, ка-

чество. Например, в предложении “Это избитые, затасканные доводы” в роли эпитетов выступают прилагательные избитые и затасканные, дающие определение слову доводы. Эпитеты обла­дают художественной выразительностью, создают некоторую оценочность и живое представление о предмете.

Сравнение придает речи оратора необычайную вырази­тельность. В качестве примера приведем слово митрополита Крутицкого и Коломенского Николая “Чистое сердце”, сказан­ное в церкви Даниловского кладбища в Москве (фрагмент речи): Чистое сердце — это наше богатство, наша слава, наша красота. Чему еще можно уподобить чистое сердце? В Пламенеющему огню. Как в огне очищается золото, освобождается от ржавчины металл, покрытый ею, так и в чистом сердце сгорают греховные искушения и со­блазны. Нередко от одного общения с носителем чистого сердца перерождается грязная испорченная душа и становит­ся на путь новый христианской жизни.

Еще какое сравнение может быть для чистого сердца? Оно подобно чистой воде: чистая вода не имеет в себе никакой сквер­ны, она освежает каждого жаждущего; она приятна и сладка то­му, кто ее жаждет. В чистой воде ясно отражаются небо и солн­це. И чистое сердце влечет к себе, и мы видим, как в нем отра­жается духовное небо, видим в нем печать Божией красоты, печать Духа Святого, носителями которых являются святые люди.

Олицетворение — перенесение свойств человека на нео­душевленные предметы и отвлеченные понятия, которые наделя­ются даром речи, способностью передвигаться в пространстве, мыслить и чувствовать. При использовании олицетворения воз­никают ассоциации с действиями человека. Вот, например, как объяснял своим студентам основное свойство векторов мате­матик Андрей Петрович Минаков:

Представьте себе, что все векторы образовали сообщество векторных величин. Каждый член этого общества носит определенную форму и имеет при себе удостоверение. Вы сидите дома, и к вам приходят две математические величины в форме векторов и говорят: “Мы векто­ры”. Им нужно сказать: “Сложитесь”. Если они сложат­ся по правилу параллелограмма, значит они векторы, в против­ном случае — нет.

Яркое олицетворение помогло слушателям понять этот доста­точно сложный материал.

Мы перечислили лишь некоторые из тропов. С оста­льными тропами можно познакомиться по “Краткому словарю литературоведческих терминов” (Авторы-соста­вители Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев.— М., 1978).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: