Ход занятия
Занятие 18.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сядет тот, кто скажет, кому что нужно для работы?
- Косарю нужна — коса.
- Дворнику — метла.
- Повару — поварешка.
- Лесорубу -...
- Почтальону —...
- Портнихе —...
- Парикмахеру —...и т.д.
2. Объявление темы.
Выставляются предметные картинки: две косы. Чем они отличаются? (Ответы детей.) Сегодня из сказки «Две косы» мы узнаем, почему эти две косы такие разные.
3. Чтение рассказа с последующим обсуждением.
Объяснение малопонятных слов и выражений: сенокосная пора, сарай, навес, косовица, страдная пора.
- Что такое коса? Для чего нужна коса?
- Как выглядели косы в рассказе?
- Чем они похожи, а чем отличаются?
- Почему одну косу можно назвать труженицей?
- А почему вторую — бездельницей?
- Какую косу для работы вы бы себе выбрали?
- Можно ли так сказать о людях: человек-труженик, человек-бездельник?
- Кого больше уважают?
4. Физкультминутка «Плотник».
Летят опилки белые, Летят из-под пилы. | Дети парами «пилят» пилой. |
Это плотник делает, Рамы и полы. | Руками рисуют квадрат. |
Топором, рубанком, Выстругивает планки. | Изображают работу топором, затем рубанком. |
Сделал подоконники Без сучка-задоринки. С. Баруздин | Стряхивают «опилки» с рук и одежды. |
5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
|
|
6. Пересказ рассказа детьми.
7. Итог занятия.
- Почему две косы выглядели по-разному?
- Объясните: о каком человека говорят «труженик», а о каком бездельник»!
Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»
Цели:
коррекционно-образовательная:
- обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану;
коррекционно-развивающие:
- расширять и активизировать словарь по теме;
- развивать у детей умение грамматически правильно строить свое высказывание;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование: текст рассказа Е. Пермяка «Первая
рыбка», предметные картинки с изображением ерша, морских, речных и аквариумных рыб (подбирает логопед).
Предварительная работа: чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», Н. Носова «Карасик», русской народной сказки «По щучьему велению». Игры: «Чей плавник, чьи жабры?», «Сосчитай рыбок».
1. Организационный момент.
Игра «Кто где живет?»
Логопед называет место обитания рыб, а ребенок должен выбрать и назвать из предметных картинок, которые расположены на столе, соответствующую рыбу.
- Море —... (акула).
- Река —... (карась).
- Аквариум —... (гурами) и т.д.
2. Объявление темы.
Как называется суп, который варят из рыбы? (Уха.) Сегодня мы узнаем, как ловил рыбу для ухи Юра в рассказе Е. Пермяка «Первая рыбка».
|
|
3. Чтение рассказа с последующим обсуждением.
- О ком говорится в этом рассказе?
- В какой семье жил Юра?
- Куда отправилась Юрина семья?
- Сколько рыбы поймал Юра?
- Что сварили из рыбы?
- Почему все стали хвалить уху?
- Чему радовался Юра?
4. Физкультминутка.
Рыбка плавает в водице, | Дети стоят в кругу. |
Рыбке весело играть. | Волнообразные движения руками. |
Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. | Бегут друг за другом. |
Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла; Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. М. Клюкова | Далее по тексту. |
5. Повторное чтение рассказа.
После повторного чтения рассказа логопед говорит, что сейчас ребятам нужно будет его пересказать. А пересказывать нужно так: сначала рассказать о том, куда отправилась Юрина семья, затем — сколько рыбы они поймали и закончить тем, чему радовался Юра.
Затем логопед обращается к детям: «Как вы будете рассказывать?» (Один-два ребенка повторяют план пересказа.)
6. Рассказы детей.
7. Итог занятия.
- Как называлась рыбка, которую поймал Юра?
- Кто варил уху для Юры и его семьи?
- Чем понравилась Юре рыбалка?
Составление рассказа «Собака-санитар»
по серии сюжетных картин
Цели:
коррекционно-образовательная:
- учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин по цепочке и в целом;
коррекционно-развивающие:
- активизировать и расширять словарь по теме;
- закреплять знания детей о военных профессиях;
коррекционно-воспитательная:
- воспитание патриотических чувств.
Оборудование: серия сюжетных картин «Собака- санитар» (рис. 17—19).
Предварительная работа: чтение художественных текстов А. Твардовского «Рассказ танкиста», А. Митяева «Мешок овсянки» с обучением вести диалог по прочитанному, лепка по теме «Пограничник с собакой». Встреча с ветераном войны или поход к памятнику «Защитникам Родины».