Движение, пространство, время

Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость, неуничтожимость, познаваемость, неисчерпаемость строения и т. д. Но среди них есть такие, без которых она не может существовать. Такие свойства называются атрибута­ми. К ним относятся движение, пространство, время. В истории философии до XIX в. движение понималось как возникновение и уничтожение тел, а также их механическое перемещение. Не было представления о внутреннем движении и самодвижении, поэтому в картину мира добавляли божественный перводвигатель, который сам был неизменен и неподвижен, зато придавал импульс движения всем телам. Диалектический материализм отказался от сведения движения только к одной механической форме и определил его как любое изменение (Ф. Энгельс).

Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. По­этому движение есть изменение вообще.

Все вещи окружающего нас мира находятся в постоянном движении, изменении. Есть такие состояния движения, кото­рые не изменяют качественных характеристик предметов. На­пример, все знают, что внутри предметов происходит «беше­ная пляска» электронов и других элементарных частиц, но при этом внешний вид, место расположения предметов сохра­няются неизменными. Мы воспринимаем их как находящиеся в покос. Покой-- это состояние движения, которое не нару­шает качественной специфики предмета, его стабильно­сти. Существуют состояния движения, которые приводят к изменению качественного состояния предметов. Здесь воз­можны два результата: распад предмета па более простые элементы (например, в процессе гниения) и, наоборот, обра­зование нового, более сложного объекта. Изменение, сопровождающееся появлением новых качест­венных состояний, называют развитием. Развитие – это закономер­ные качественные изменения сложных системных объектов, отличаю­щиеся направленностью и необратимостью. Развернутая концептуальная модель развития была разработана в классической философии. Постклассическая философия наделяет представление о развитии многомерным и разнообразным содержанием. Так, философия постструктурализма в лице Ж. Делёза и Ф. Гваттари образно сравнивает процессы изменения с особым (ризомным) способом роста, не имеющим преобладающего направления, а идущим во все стороны без какой-либо регулярности, позволяющей предсказать следующее изменение.

Каждому структурному уровню материи соответствует своя основная форма движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Формы движения материи взаимосвязаны. Так, механическое движение обус­ловлено глубинным процессами взаимопревращения эле­ментарных частиц, взаимовлиянием электромагнитных и гравитационных полей, сложными переплетениями силь­ных и слабых взаимодействий в микромире. Каждая последующая форма существует на основе предыдущей, но имеет и свои специфические черты, поэтому недопустим радикальный редукционизм - полное сведение закономерностей высших форм движения к низшим (биологизаторство и фрейдизм, социал-дарвинизм).

Взаимодействие форм движения материи лежит в основе развития мира. Пространство и время - такая структурная организация материи и движения, которая обусловлена взаимодействиями в масштабе Вселенной.

Пространство - форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей. Пространство нашего мира имеет три измерения, а потому его называют трехмерным. Оно является необходимым условием существования устойчи­вых систем, состоящих из двух тел. Если бы наше простран­ство имело бы больше размерностей, то планеты не смогли бы двигаться по замкнутым орбитам, а значит не было бы планетных систем. Время - форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных сис­тем.

Традиционно в классической философии различались реальное, концептуальное и перцептуальное пространство и время. Реальное про­странство и время понимались как характеристики объективной дей­ствительности. Перцептуальное пространство и время трактовались как формы упорядочения человеческих восприятий, представлений, пере­живаний и т. д. Под концептуальным пространством и временем име­лось в виду воспроизведение реального пространства и времени в со­держании теоретических моделей.

В истории философии сложились два основных подхода к трак­товке пространства и времени: субстанциальный и реляционный. В раз­личных версиях субстанциального подхода пространство и время понимались как универсальные и абсолютные формы бытия. В идеали­стической философии они определялись через соотнесение с духовным началом — абсолютным духом (Г. Гегель) или индивидуальным созна­нием (И. Кант, Дж. Беркли). В метафизической традиции пространство и время рассматривались как независимые от материи сущности, вечные и неизменные вместилища предметов (И. Ньютон). Реляционный подход (Аристотель, Г. Лейбниц, философия марксиз­ма) трактует пространство и время как формы отношений между объ­ектами, явлениями и процессами. Сами по себе, вне этих процессов и независимо от них пространство и время не существуют. В начале XX века под влиянием достижений релятивистской физики формируется представление о пространстве-времени как континууме (неразрывном единстве) отношений и разного рода взаимодействий между матери­альными образованиями. Оказалось, что время есть четвертое измерение мира, а пространственно-временной срез нашей Метагалактики характеризуется формулой 3+1 (три пространственных измерения и одно временное). При рождении нашей Метагалактики только четыре из десяти измерений пространства-времени обрели макроскопический статус, а остальные оказались как бы свернутыми в глубинах микромира. Современные космологические представления допускают, что Большая Вселенная состоит из множества миров, аналогичных нашему. В этих мирах могут быть принципиально иные формы пространства и времени. Происхождение же нашей Метагалактики не означало творения времени и пространства как таковых, а лишь возникновение характерных для нашего мира специфических пространственно-временных структур. Каждому струк­турному уровню материи соответствует специфическая форма пространства и времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: