Структура пенсионной системы России и Украины. Реформа пенсионного обеспечения

Предпосылки пенсионной реформы:

Пенсионная реформа (РФ – с 1.01.2002, Укр. – с 1.01.2004) направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, основанной на принципе солидарности поколений, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Новая пенсионная модель в большей мере является страховой, в которой размер пенсии зависит от размера зарплаты.

Основная задача реформы – достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. Для обеспечения финансовой устойчивости системы ОПС предусматривается создание ПФР резерва, который должен обеспечить безусловное выполнение обязательств по выплате пенсий. По закону «Об обязательном пенсионном страховании» государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, в том числе субсидиарную ответственность за деятельность ПФР, и отвечает по обязательствам перед застрахованными лицами.

Суть реформы – в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника.

Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, как в старой (стаж показывал, какой процент от учитываемой зарплаты мог быть получен в виде пенсии), а его реальным заработком и размером отчислений в ПФ, производимых работодателем. Зарплата работника для расчета пенсий учитывается в полном объеме на протяжении всего трудового стажа. Минимальный стаж для получения базовой пенсии составляет сегодня 5 лет.

Задачи пенсионной реформы:

1. Повышение уровня доходов пенсионеров

2. Повышение мотивации к труду и легализация заработной платы

3. Создание дополнительных источников финансирования обеспечения застрахованных лиц по наступлении пенсионного возраста (за счет негосударственного/дополнительного пенсионного обеспечения)

4. Зависимость размера пенсии от персонифицированных взносов застрахованных лиц

5. Финансовая стабилизация пенсионной системы.

Итоги пенсионной реформы в Украине-2011:

8 июля 2011 года был подписан Закон Украины «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» № 3668-VI, который вступил в силу с 01.10.2011 года.

Реформирование пенсионной системы затронуло следующее законодательство (21 закон): Кодекс Украины про административные правонарушения; Бюджетный кодекс Украины; ЗУ «О занятости населения»; ЗУ «О прокуратуре»; ЗУ «О пенсионном обеспечении»; ЗУ «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы»; ЗУ «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей»; ЗУ «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц»; ЗУ «О государственной службе»; ЗУ «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине»; ЗУ «О научной и научно-технической деятельности»; ЗУ «О службе в органах местного самоуправления»; ЗУ «О статусе народного депутата Украины»; ЗУ «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг»; ЗУ «О дипломатической службе»; ЗУ «О негосударственном пенсионном обеспечении»; ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»; ЗУ «О государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам»; ЗУ «О государственных гарантиях социальной защиты военнослужащих, увольняемых со службы в связи с реформированием Вооруженных Сил Украины, и членов их семей»; ЗУ «О судоустройстве и статусе судей»; ЗУ «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

Основные результаты реформы:

1. Максимальный размер пенсии - 10 прожиточных минимумов для нетрудоспособных граждан.

2. Пенсионный возраст - 60 лет, требование к стажу - не менее 15 лет. Для женщин 1956-1961гг. - шкала пенсионного возраста (постепенное увеличение до 60 лет).

3. Минимальный страховой стаж для пенсии по инвалидности зависит от группы инвалидности.

4. Минимальный страховой стаж увеличен до 30 лет у женщин и 35 лет у мужчин (сокращение, повышенная пенсия);

Система пенсионного обеспечения (РФ) состоит из 4 частей:

1. Государственное пенсионное обеспечение 2. Обязательное пенсионное страхование 3. Добровольное пенсионное страхование (отраслевые, корпоративные и региональные пенсионные системы)

· предусмотрена 4я часть – обязательное профессиональное пенсионное страхование, но сегодня оно законодательно не урегулировано.

Государственное пенсионное обеспечение – обеспечивает за счет федерального бюджета предоставление базового размера страховой части трудовых пенсий, пенсий по инвалидности и по потере кормильца, социальные пенсии нетрудоспособным гражданам.

Обязательное государственное пенсионное страхование – обеспечивает за счет обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной части трудовых пенсий наемным работникам и самозанятым лицам, а также страховой части пенсий по инвалидности и по потере кормильца.

СТРУКТУРА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Структуру реформированной пенсионной системы можно свести к четырём элементам:

1. Обязательное государственное пенсионное страхование;

2. Государственное пенсионное;

3. Обязательное профессиональное пенсионное страхование (законодательно еще не сформировано);

4. Негосударственное пенсионное обеспечение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: