double arrow

Норма права

Понятие, признаки, виды, логическая структура, исходя из разных типов правопонимания.

Правовая норма – это общеобязательное правило поведения. С этим соглашается большинство теоретиков права.

Любая правовая норма имеет ряд признаков:

А) признаки, которые характеризуют её как норму вообще,

Б) которые характеризуют её как социальную норму,

В) и как собственно правовую норму.

А) Во-первых, признаки, которые характеризуют её как норму вообще – это её нормативность и принудительность. Кельзен: любое правило имеет смысл устанавливать в качестве правовой нормы, когда оно имеет возможность исполнения или нарушения, и вследствие этого является принудительным.

Б) Ей присущи все признаки социальной нормы:

- регулирует отношения между людьми, а не между людьми и объектами. (Например, есть нормы, регулирующие отношения между людьми по поводу вещи, или нормы, регулирующие отношения между людьми и устанавливающие общепринятые правила поведения людей по отношению к животным),

- правовые нормы обеспечиваются искусственными социальными способами. Такие нормы не являются самоисполнимыми, а обеспечиваются способами, которые специально разработаны людьми.

В) Ни один из этих признаков не является общепризнанным, а если и является, то интерпретируется по-разному.

- Принято считать, что правовая норма является общеобязательной. Этот признак отрицается некоторыми теоретиками права.

Кельзен: наряду с общеобязательными нормами общего характера существуют индивидуальные нормы (это заблуждение проистекало из того, что он не учитывал такой аспект, что социальная норма является правилом социально типичного поведения).

Отсутствие признака общеобязательности отстаивают сторонники правового плюрализма (социологическое учение о праве). Отсюда норма права не является общеобязательной в рамках всего общества в целом, обязательность нормы права может быть разной, в том числе норма может быть индивидуальной.

Петражицкий: индивидуальные правовые переживания. Но подавляющее большинство теоретиков права исходит из того, что правовые нормы должны быть общеобязательными.

Это означает не то, что они распространяются на всех граждан государства. А то, что норма обязательна для всех конкретных лиц, попадающих в ситуацию, которая абстрактно описана в данной правовой норме. Или иначе: общеобязательность означает, что адресаты правовой нормы описаны с помощь общеродовых, абстрактных, формальных признаков.

Из чего проистекает общеобязательность правовой нормы? С точки зрения позитивистской, она проистекает из её принудительности (обеспеченности государственным или социальным принуждением).

С точки зрения естественно-правовой школы, общеобязательность нормы позитивного права обеспечивается принудительностью, а общеобязательность нормы естественного права обеспечивается источником ей происхождения от некой авторитетной инстанции (или Бог, или природа).

Вообще указание на источник происхождения нормы как на причину её общеобязательности очень распространено в теории права, им пользуются все концепции.

Общее определение, определение права как веления надлежащей властной инстанции. Эта властная инстанция может быть различна в зависимости от типа правопонимания. Для классического легизма это государство (суверен). В социологических концепциях права определение права как веления надлежащей властной инстанции тоже используется, этой надлежащей инстанцией является сама социальная общность, которая устанавливает правовую норму. А с точки зрения естественно-правовой школы этой инстанцией является Бог или природа.

Модернизированная легистская концепция: Кельзен: общеобязательность нормы проистекает из требования должного более высокого иерархического уровня. Правовая норма – это норма, соответствующая норме более высокого иерархического уровня. Основание общеобязательности - не её производность от властной инстанции, а её включённость в иерархически организованную систему правовых норм.

Либертарное понимание права: правовая норма – формально равная и общеобязательная мера свободы участников правоотношений. Общеобязательность объясняется через её содержание: правовая норма – это такое правило поведения, которое в равной мере приемлемо для всех участников общественных отношений, равновыгодно, поэтому оно общеобязательно и должно обеспечиваться принудительно.

Следующий признак – формальная определенность. Понимать её как то, что норма должна быть закреплена в каком-либо акте, не совсем верно. Формальная определенность правовой нормы предполагает, что правовая норма, с одной стороны, устанавливает конкретные модели (правила) поведения, с другой, она их устанавливает абстрактным и формальным образом (общим указанием на формальные признаки участников отношения и самой ситуации). Поэтому её закрепление в источнике права в формальном смысле является способом внешнего выражения, объективации.

Признак уточняется указанием на то, что правовая норма – правило, регулирующее те отношения, которые в силу своей природы поддаются формализации; она является формальным выражением отношений. Правом регулируется только формальный аспект данных отношений, если его нельзя отделить, то отношения правом не регулируются (любовь, дружба).

С точки зрения разных концепций могут быть значимы иные, дополнительные аспекты и признаки права.

С точки зрения либертарной концепции правопонимания важно, что правовая норма – не любая норма поведения, а соответствующая принципу формального равенства.

Естественно-правовая концепция: правило поведения, отвечающее или соответствующее тем или иным представлениям о справедливости.

С точки зрения социологического позитивизма необходимый признак правовой нормы – её фактическая реализуемость в общественных отношениях.

Петражицкий называет правовые нормы эмоционально-психологическим фантазмом, психологической проекцией императивно-атрибутивных психологических переживаний.

Нет никакого права иначе как в мире человеческой психики. То, что называется правовой нормой – психологическая проекция, психологическая конструкция, которая обобщает императивно-атрибутивные переживания человека и доводит из до уровня правовой нормы.

Кроме того, существуют нормативные акты, на основании которых возникают императивно-атрибутивные переживания.

Важно: отличие правовой нормы от позитивных нормативных предписаний, от требований должного, закрепленных в нормативном акте. Петражицкий обращает внимание на правильный момент: в традиционной теории права (которой является позитивизм) не различаются понятия правовой нормы и позитивного нормативного предписания. С точки зрения классического легизма это неразличение вполне оправдано, так как право – это закон, и правовые нормы – те предписания, которые содержатся в законе.

Обычно изучаются способы изложения правовой нормы в нормативных актах (прямой, бланкетный итд) – речь идёт о различных технических приёмах формулирования позитивных нормативных предписаний. С точки зрения классического легизма различия между правовыми нормами и этими предписаниями нет. Но: текст закона не всегда воплощает в себе норму. Иногда необходимо сопоставить несколько кусков текста закона.

Социологический позитивизм: правовая норма – это правило поведения, которому реально следуют люди в своих общественных отношениях. Позитивное предписание – это может быть предсказание того правила либо обобщение и позитивное закрепление тех правил, более или менее удачное, которое с большей или меньшей адекватностью отражает это правило.

С точки зрения либертарной концепции правопонимания правовая норма понимается в чём-то так же, как и в социологическом позитивизме. Это то правило, которого люди реально придерживаются в своих отношениях, но не любое, а определенного содержания, и им является формальное равенство. Это общее требование формального равенства. Оно конкретизируется применительно к конкретной ситуации.

Теоретическое значение этого различения/неразличения правовых норм и позитивных нормативных предписаний: основная масса классификаций имеет дело не с содержательным значением, а со способами формулирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: