К П. 2. 5. Методы оценки целевой функции измерительной системы

Рекомендации стандартов ISO, относящиеся к «измеримости целей в области качества», могут быть выполнены на основании процессного подхода, на котором формируется сама система качества. Поскольку в этом случае деятельность предприятия, организации представляется в виде совокупности процессов, выходные характеристики всей совокупности процессов определяются, в свою очередь, выходными характеристиками отдельных процессов.

В то же время необходимо иметь в виду, что введение процессного подхода требует мощного информационного обеспечения, поскольку цена количественных оценок (особенно, основанных на экспертных методах), невелика, если за ними не стоят достоверная модель расчета и возможность получения обширных статистических данных. Причем, чем более точна и подробна расчетная модель, тем более сложно получить все необходимые данные для расчетов с использованием такой модели.

Качество процесса характеризуется результативностью, эффективностью и адаптивностью [11]. Результативность процесса отражает степень соответствия значений фактических выходных характеристик заданным требованиям, т.е. степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. Эффективность процесса определяется соотношением между достигнутым результатом и использованными ресурсами, т.е. минимумом затрат или минимизацией времени выполнения работ. Адаптивность процесса – приспосабливаемость к изменениям условий производства, эта характеристика связана со временем отклика на изменения. Анализ вышеприведенных характеристик показывает, что обеспечение и стабильность обеспечения заданных качественных характеристик выпускаемой предприятием продукции или оказываемой организацией услуги, в первую очередь, связаны с таким свойством процессов и системы процессов в целом, как результативность.

В стандартах ISO подчеркивается важность определения результативности действующей системы качества для совершенствования деятельности организации в области качества, но не предлагается какой- либо определенный алгоритм ее оценки, поэтому задача анализа результативности на каждом конкретном предприятии должна быть решена как теоретически, так и практически [14].

Показатели результативности процессов системы качества – это количественные характеристики каких-либо свойств, являющиеся результатами измерения, оценки или расчета. Конкретный перечень показателей результативности определяется для каждого процесса и решение этой задачи носит название

ИТ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЭТИХ ЗАДАЧ РАЗРАБОТАНЫ В СТАНДАРТАХ ISO. ОДНОЙ ИЗ ЭТИХ ТЕХНОЛОГИЙ ЯВЛЯЕТСЯ СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ (BALANCED SCORE CARD, BSC) [15].

Показатели результативности должны отражать степень достижения наиболее значимых качественных характеристик, а не каких-то второстепенных показателей. Это простое и очевидное требование, которое не всегда легко выполнить. Например, для оценки результативности процесса управления кинотехнологическим оборудованием рекомендуется и применяется показатель, характеризующий степень соблюдения графика технического обслуживания и ремонта. Этот показатель не имеет никакого отношения к стабильности работы оборудования, можно безукоризненно выполнять графики, а оборудование работать не будет [15,16]. Также показатели безопасности, надежности, управляемости процессов, конечно, не являются показателями их результативности.

Желательно, чтобы получение данных для оценки результативности процессов происходило одновременно в процессе проведения внутреннего аудита, это не усложнит организационную структуру предприятия. Поэтому на выбор показателей результативности отдельного процесса также оказывают используемые на предприятии или в организации методы измерения, оценки, контроля. Если эти вопросы не были достаточно хорошо проработаны до внедрения системы качества, можно использовать

Общие рекомендации по использованию этих ИТ разработаны соответствующим техническим комитетом ISO /ТК 176 «Руководящие указания по статистическим методам, применяемым в рамках ISO 9001;2001 (Guidance on statistical techniques for ISO 9001;2001) [17].

Как известно, измерение выходных характеристик отдельных процессов предполагает не однократные измерения, а получение определенного объема статистических данных.

Определение целевой функции основано на экспериментальных исследованиях, которые называют мониторингом [18]. Одним из наиболее распространенных и наглядных инструментов для фиксации и визуализации результатов мониторинга процесса является карта Шухарта.

Контрольные карты Шухарта [19] предназначены для статистического анализа и управления качеством процесса. Контрольные карты используют для оценки того, находится или не находится исследуемый процесс в статистически управляемом состоянии, какова вероятность того, что выходной параметр процесса не будет соответствовать требуемому значению, какова вероятность возникновения отказов и нарушений на выходе данного процесса и т.д. На одной карте может быть отображен только один показатель, изменяющийся во времени. Для достаточно надежного статистического анализа количество точек должно быть достаточно большим, от 30 и выше.

На рис.5.1. приведен пример использования карт Шухарта, когда выходной параметр анализируемого процесса принимает количественные значения. Можно использовать контрольные карты для качественных параметров (годен – не годен, высшая категория – первая – вторая), при этом подсчитывается число объектов, попадающих в ту или иную категорию. Контрольные карты параметров, которые могут принимать только два значения, также называют картами по альтернативному признаку [20-22].

Рис.5.2. Описание выходных характеристик x процессов с использованием контрольных карт Шухарта: а - - номинальное значение выходного параметра процесса ; b – номинальное значение выходного параметра описывается линейной функцией; c – номинальное значение процесса является случайной функцией; - предельно допустимые значения выходного параметра

Если на контрольной карте процесса не указываются предельные значения параметра, такая карта называется картой «динамики процесса» (х - картой). Более интересны с точки зрения оценки их выходных характеристик, карты «управляемости процессов». К таким картам относятся карта средних арифметических значений (- карты); карта медиан (- карта); карта стандартных отклонений (S - карта); карта размахов или диапазона рассеяния (R - карта).

Рассмотренные методы оценки выходных характеристик процессов удобны тем, что получаемые вероятностные характеристики отдельных процессов при последующем анализе позволяют оценивать результативность всей совокупности процессов, составляющих систему качества.




double arrow
Сейчас читают про: