К П. 2. 5. Методы оценки целевой функции измерительной системы

Рекомендации стандартов ISO, относящиеся к «измеримости целей в области качества», могут быть выполнены на основании процессного подхода, на котором формируется сама система качества. Поскольку в этом случае деятельность предприятия, организации представляется в виде совокупности процессов, выходные характеристики всей совокупности процессов определяются, в свою очередь, выходными характеристиками отдельных процессов.

В то же время необходимо иметь в виду, что введение процессного подхода требует мощного информационного обеспечения, поскольку цена количественных оценок (особенно, основанных на экспертных методах), невелика, если за ними не стоят достоверная модель расчета и возможность получения обширных статистических данных. Причем, чем более точна и подробна расчетная модель, тем более сложно получить все необходимые данные для расчетов с использованием такой модели.

Качество процесса характеризуется результативностью, эффективностью и адаптивностью [11]. Результативность процесса отражает степень соответствия значений фактических выходных характеристик заданным требованиям, т.е. степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. Эффективность процесса определяется соотношением между достигнутым результатом и использованными ресурсами, т.е. минимумом затрат или минимизацией времени выполнения работ. Адаптивность процесса – приспосабливаемость к изменениям условий производства, эта характеристика связана со временем отклика на изменения. Анализ вышеприведенных характеристик показывает, что обеспечение и стабильность обеспечения заданных качественных характеристик выпускаемой предприятием продукции или оказываемой организацией услуги, в первую очередь, связаны с таким свойством процессов и системы процессов в целом, как результативность.

В стандартах ISO подчеркивается важность определения результативности действующей системы качества для совершенствования деятельности организации в области качества, но не предлагается какой- либо определенный алгоритм ее оценки, поэтому задача анализа результативности на каждом конкретном предприятии должна быть решена как теоретически, так и практически [14].

Показатели результативности процессов системы качества – это количественные характеристики каких-либо свойств, являющиеся результатами измерения, оценки или расчета. Конкретный перечень показателей результативности определяется для каждого процесса и решение этой задачи носит название

ИТ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЭТИХ ЗАДАЧ РАЗРАБОТАНЫ В СТАНДАРТАХ ISO. ОДНОЙ ИЗ ЭТИХ ТЕХНОЛОГИЙ ЯВЛЯЕТСЯ СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ (BALANCED SCORE CARD, BSC) [15].

Показатели результативности должны отражать степень достижения наиболее значимых качественных характеристик, а не каких-то второстепенных показателей. Это простое и очевидное требование, которое не всегда легко выполнить. Например, для оценки результативности процесса управления кинотехнологическим оборудованием рекомендуется и применяется показатель, характеризующий степень соблюдения графика технического обслуживания и ремонта. Этот показатель не имеет никакого отношения к стабильности работы оборудования, можно безукоризненно выполнять графики, а оборудование работать не будет [15,16]. Также показатели безопасности, надежности, управляемости процессов, конечно, не являются показателями их результативности.

Желательно, чтобы получение данных для оценки результативности процессов происходило одновременно в процессе проведения внутреннего аудита, это не усложнит организационную структуру предприятия. Поэтому на выбор показателей результативности отдельного процесса также оказывают используемые на предприятии или в организации методы измерения, оценки, контроля. Если эти вопросы не были достаточно хорошо проработаны до внедрения системы качества, можно использовать

Общие рекомендации по использованию этих ИТ разработаны соответствующим техническим комитетом ISO /ТК 176 «Руководящие указания по статистическим методам, применяемым в рамках ISO 9001;2001 (Guidance on statistical techniques for ISO 9001;2001) [17].

Как известно, измерение выходных характеристик отдельных процессов предполагает не однократные измерения, а получение определенного объема статистических данных.

Определение целевой функции основано на экспериментальных исследованиях, которые называют мониторингом [18]. Одним из наиболее распространенных и наглядных инструментов для фиксации и визуализации результатов мониторинга процесса является карта Шухарта.

Контрольные карты Шухарта [19] предназначены для статистического анализа и управления качеством процесса. Контрольные карты используют для оценки того, находится или не находится исследуемый процесс в статистически управляемом состоянии, какова вероятность того, что выходной параметр процесса не будет соответствовать требуемому значению, какова вероятность возникновения отказов и нарушений на выходе данного процесса и т.д. На одной карте может быть отображен только один показатель, изменяющийся во времени. Для достаточно надежного статистического анализа количество точек должно быть достаточно большим, от 30 и выше.

На рис.5.1. приведен пример использования карт Шухарта, когда выходной параметр анализируемого процесса принимает количественные значения. Можно использовать контрольные карты для качественных параметров (годен – не годен, высшая категория – первая – вторая), при этом подсчитывается число объектов, попадающих в ту или иную категорию. Контрольные карты параметров, которые могут принимать только два значения, также называют картами по альтернативному признаку [20-22].

Рис.5.2. Описание выходных характеристик x процессов с использованием контрольных карт Шухарта: а - - номинальное значение выходного параметра процесса ; b – номинальное значение выходного параметра описывается линейной функцией; c – номинальное значение процесса является случайной функцией; - предельно допустимые значения выходного параметра

Если на контрольной карте процесса не указываются предельные значения параметра, такая карта называется картой «динамики процесса» (х - картой). Более интересны с точки зрения оценки их выходных характеристик, карты «управляемости процессов». К таким картам относятся карта средних арифметических значений (- карты); карта медиан (- карта); карта стандартных отклонений (S - карта); карта размахов или диапазона рассеяния (R - карта).

Рассмотренные методы оценки выходных характеристик процессов удобны тем, что получаемые вероятностные характеристики отдельных процессов при последующем анализе позволяют оценивать результативность всей совокупности процессов, составляющих систему качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: