1. Цель и задачи комплексного маркетингового анализа, информационная база его проведения
2. Рыночная среда и конъюнктура рынка в системе маркетингового анализа
3. Анализ и оценка положения товара на рынке сбыта и эластичности спроса
4. Анализ товарной и ценовой политики организации
5. Оценка конкурентоспособности организации
1. Цель и задачи комплексного маркетингового анализа, информационная база его проведения
Комплексный маркетинговый анализ — составная часть системы маркетинговых исследований, представляющих собой систематический сбор, регистрацию, обработку и анализ данных по вопросам, относящимся к рынку товаров, работ, услуг, для принятия эффективных маркетинговых решений. В маркетинге изучается информация о рынке, конкурентах, потребителях, ценах, внутреннем потенциале организации в целях уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений.
Основными задачами комплексного маркетинговою анализа являются:
• оценка предложения и анализ состояния спроса на услуги организации и рынков сбыта; обоснование производственной программы организации;
• анализ основных факторов, повлиявших на спрос; выявление услуг, не пользующихся спросом;
• определение ценовой политики и основных стратегий ценообразования, коммерческого риска; выявление реальных и потенциальных конкурентов организации (конкурентоспособности); оценка сильных и слабых сторон конкурентов, а также собственных преимуществ и недостатков, выявление способов повышения конкурентоспособности;
• анализ методов стимулирования сбыта товаров и выбор наиболее эффективных;
• разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности.
Система информационного обеспечения комплексного маркетингового анализа состоит из внутренней информации, внешней информации, информации маркетинговых исследований. Система внутренней информации включает данные о работе организации в форме бухгалтерской и статистической отчетности оперативной и текущей производственной и научно-технической информации. Система внешней информации объединяет сведения о состоянии внешней среды организации, рынка и его инфраструктуры, поведении покупателей и поставщиков, действиях конкурентов, мерах государственного регулирования рыночных механизмов и др. Эти данные публикуются в периодических и специальных изданиях, статистических сборниках, конъюнктурных обзорах коммерческих исследовательских организаций. Они собираются также специалистами по маркетингу во время выставок и конференций, проведения переговоров и деловых встреч. В качестве источников информации для анализа можно использовать бизнес-план организации (план маркетинга).
Система информации маркетинговых исследований является результатом изучения конкретных направлений маркетинговой деятельности, к которым обычно относят анализ параметров рынка его освоения конкурентами: изучение тенденций деловой активности партнеров, политики цен и способов продвижения товаров, реакции на новые товары, а также кратко- и долгосрочное прогнозирование объемов реализации товаров. Комплексный маркетинговый анализ использует систему показателей, номенклатура которых весьма обширна (рис. 2.1). Выбор системы показателей, рассматриваемых в процессе проведения анализа, находится в зависимости от особенностей отрасли и объектов анализа.
Рис 2.1. Система комплексного маркетингового анализа организации