Пользуйтесь только острозаточенным инструментом

Не допускайте поворота заготовки в процессе резания.

1. В 1972 году на территории Италии археологи обнаружили под слоем глины хорошо сохранившиеся предметы быта VII в. до н.э. Среди находок: дубовые колонны, деревянный трон со сценами быта, выполненными резьбой (возницы на колесницах, женщины, ткущие и окрашивающие ткань, прихорашивающиеся женщины). Тыльная сторона трона была покрыта геометрическим орнаментом.

2. Происхождение термина: термин «стека» имеет итальянское происхождение и означает деревянная палочка, которой скульптор пользуется при лепке.

II. Рельефная резьба сравнительно трудоёмка и требует более высокого мастерства, чем плоскорельефная. Поэтому начинающему резчику следует начинать с рельефно-заоваленной резьбы (рис. 79) как переходной ступени к настоящей рельефной резьбе.

Подбор пород древесины, инструментов, приспособлений, а также техника выполнения рельефно-заоваленной резьбы не отличаются от таковых при плоскорельефной резьбе. Отличие состоит в более глубокой выборке фона и более рельефных формах орнамента. Получение этой резьбы включает следующие этапы:

а) перевод рисунка на поверхность заготовки; б) надрезание по контуру переведённого рисунка; в) черновую выборку фоновой поверхности; г) заоваливание орнамента с окончательной обработкой фона; д) нанесение на поверхность орнамента необходимых порезок и выемок (рис. 80).

При выполнении рельефа орнамента его заоваливают более круто со стороны фона и меньше - со стороны самого орнамента. Формы орнамента, расположенные по вертикали, режут средними стамесками и получают выемки в виде ложбинок. При выполнении этой операции стамеску постепенно врезают в древесину, поворачивают и вводят на поверхность. Такие детали орнамента, как зубчики, линии, жилки, прорезают в последнюю очередь.

Учитывая высоту рельефа резной композиции и сложность её восприятия по рисунку, желательно использовать соответствующие модели из пластилина.

Начинающий резчик по дереву должен помнить, что качество резьбы зависит от того, как заточен режущий инструмент.

1. В начале ХХ века на территории Норвегии было найдено захоронение викингов IX века. В числе других предметов под слоем глины находилась сохранившаяся деревянная кровать, сани с элементами изысканной рельефной резьбы. Эти находки свидетельствуют о том, что в те давние времена на севере Европы было распространено такое народное ремесло, как резьба по древесине с использованием рельефа различной высоты.

2. Происхождение терминов: термины «барельеф» и «горельеф» переводятся с французского как низкая выпуклость и высокая выпуклость.

III. Это резьба, которая имеет непрорезанный фон и высокий рельеф орнамента. Основные стадии выполнения её такие же, как и при выполнении рельефно-заоваленной резьбы. Однако сложность и высота рельефа орнамента здесь выше. Для выполнения глухой рельефной резьбы с помощью копировальной бумаги рисунок переносят на подготовленную поверхность заготовки. При этом следует добиться как можно более точного и аккуратного перевода контуров будущего резного орнамента.

На следующей стадии выполняют надрезание по контуру. Для этого прямые и плавно изогнутые линии орнамента надрезают косяками, а резко криволинейные – полукруглыми стамесками. В этом случае инструмент ставят вертикально или с небольшим уклоном в сторону орнамента (строго по контурной линии). Учитывая твёрдость древесины и высоту рельефа, надрезание по контуру выполняют за два-три прохода.

Далее с помощью стамесок выполняют подрезку контура. Для этого используют плоские или полукруглые стамески, которые направляют под углом 45° к обрабатываемой поверхности. Подрезание ведут в направлениях, перпендикулярных линиям надреза. Глубина подрезки должна быть одинаковой по всему контуру орнамента.

На следующей стадии осуществляют выборку фона будущей резной композиции. Эту работу начинают с больших участков фона и постепенно переходят к меньшим. Выборку больших участков фона производят широкими полукруглыми (отлогими) стамесками в разных направлениях. При этом учитывают площадь фона и направление волокон древесины. Стамеску наклоняют под углом 45° к плоскости фона.

При работе с твёрдыми породами древесины выборку фона выполняют с помощью киянки и долота с отлогим лезвием. Ударами киянки по торцевой части удаляют лишнюю древесину. Киянку выбирают не очень тяжёлую, чтобы меньше уставала рука. Вырубку фона производят с припуском в 2-3 мм, поэтому очень важно выработать одинаковую силу ударов киянкой по торцу долота для получения нужной глубины резания. В местах, где ширина фона незначительная, вырубку делают постепенно, за несколько раз. В этом случае обязательно подрубание примерно под углом 45°, что позволит предохранить детали орнамента от сколов.

Лишнюю древесину вырубают полукруглыми (отлогими) стамесками поперёк волокон в горизонтальном направлении от краёв заготовки к середине. При этом оставляют 3-4 мм несрубленной древесины от прочерченной линии фона на кромке доски. Это нужно для последующих операций выравнивания и окончательной зачистки рисунка. Потом отлогими стамесками выравнивают фон в одну плоскость и зачищают его. Зачистку фона на мягких породах древесины выполняют режущими движениями стамески по направлению волокон древесины, срезая постепенно тонкие слои стружки.

На следующей стадии производят закругление деталей рельефа по рисунку, снимая кромки и фаски. При этом грани срезов оставляют чёткими, как после резания стамеской. Обычно косячком снимают основную фаску под углом 45°, а затем верхнюю и нижнюю. Используя полукруглую (отлогую) стамеску, зачищают контуры рельефа.

На заключительной стадии косячками и церазиками окончательно зачищают поверхность фона и орнамента. На поверхность рельефа при этом могут наноситься небольшие порезки и выемки, выделяющие особенности резной композиции. В отдельных случаях, кроме зачистки, проводят чеканку фоновой поверхности.

Схематическое изображение выполнения основных стадий рельефной резьбы показано на рисунке 81. Для сохранения чёткости срезов рельефной резьбы обычно её не полируют, а оставляют матовыми. В отдельных случаях рельефную поверхность тонируют, покрывают лаком на спиртовой основе, который после высыхания создаёт видимость недавно выполненной резьбы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: