Работайте правильно и хорошо заточенным инструментом

2. Особо надёжно закрепляйте заготовку в державках, тисках, поскольку обе руки постоянно заняты инструментами.

3. Правильно выполняйте приёмы работы стамесками, косяками, церазиками и киянками.

IV. На примере изготовления декоративного панно рассмотрим особенности технологии глухой рельефной резьбы. В нашем случае композиция орнамента имеет простейшие растительные мотивы с изогнутыми листьями и цветами (рис. 82).

Для выполнения рельефной резьбы берут древесину средней твёрдости (например, берёзу). В этом случае вести резьбу труднее, чем на мягких породах (липы, ольхи), но срез получается более чётким и чистым. Вместе с тем поверхность отделки резных изделий из массива более твёрдых пород древесины получается более высокого качества.

Заготовку (из массива берёзы) с переведённым на неё рисунком надёжно закрепляют в державках (рис. 83, а). Обе руки должны быть свободными для работы инструментом. Процесс резьбы начинают с надрезания контура орнамента. Надрезают сначала детали, которые лежат в верхних точках рельефа. В нашем случае это – «цветы». Затем переходят к «веткам» и «листьям». Контуры орнамента, соприкасающиеся с фоном, надрезают глубже, чем места, соприкасающиеся с деталями декоративной композиции. Композиция, как видно, заключена в рамку, поэтому необходимо сделать надрез по внутреннему контуру рамки. При этом на прямых и плавно изогнутых участках используют косяк, а на закруглениях – полукруглые стамески.

Часто сам орнамент отделяют от фоновой поверхности прорезной канавкой. В этом случае, чтобы не зацепить линию рисунка, косяк ведут с внешней стороны контура рисунка. Сначала косяк наклоняют и ведут в одну сторону, так, чтобы не зацепить контурную линию (надрезают). Затем с наклоном ведут его в другую сторону (подрезают). В результате получают прорезную канавку. Полученная таким способом канавка упрощает последующие операции (рис. 83, б).

Процесс снятия фасок или подрезку начинают с деталей орнамента, а потом переходят к снятию фасок со стороны фона, стремясь, чтобы во всех местах подрезка была одинаковой. Фоновое подрезание и заоваливание отдельных деталей рельефа выполняют различными полукруглыми стамесками. При необходимости делают повторные надрезы, чтобы удалить излишнюю стружку.

Далее выполняют подборку фона, начиная с более крупных участков. На твёрдых породах древесины используют киянки и долота. Срезы делают полукруглыми стамесками в различных направлениях, независимо от направления волокон древесины (рис. 83, в).

Завершив подборку фона, переходят к резанию рельефа орнамента. Тщательно и осторожно обрабатывают «лепестки» цветков, пользуясь стамесками необходимого профиля. Так, края «лепестков» и «листьев» срезают широкими пологими стамесками, при необходимости подправляя их косяком. Так же обрабатывают «стебли» цветков. При вырезании «листьев» стамеску ведут с верхней точки по направлению выгиба листовой пластинки. Жилки на листиках и лепестках цветков вырезают с помощью косячка в виде прямых и пологих порезок.

Далее окончательно зачищают фон, выравнивая его на всей плоскости. Для этого пользуются средними прямыми, малыми полукруглыми стамесками и клюкарзами. После зачистки и шлифования фона, при необходимости пуансонами с необходимым рисунком и молоточком проводят чеканку фона (рис. 83, г). При этом пуансон (чекан) должен быть поставлен вертикально к фоновой поверхности.

Происхождение терминов: «композиция» происходит от латинского слова, означающего в переводе сочинение; «профиль» переводится с французского как очертание.

V. Часто для упрощения технологии процесса резьбы выполняют накладную рельефную резьбу. В этой резьбе отдельно режутся рельефные элементы декоративной композиции и крепятся согласно рисунка на подготовленную фоновую поверхность. В зависимости от назначения и размеров декоративной композиции элементы рельефной резьбы прибивают или клеят к фону. Такая резьба используется при изготовлении мебели, оформлении фасадов домов, украшения других предметов быта человека (рис. 84).

Для накладной резьбы используют твёрдые породы древесины. В качестве приспособления для изготовления рельефных элементов резьбы используют простроганную доску. Эту доску называют подушкой. Предварительно на подушку наклеивают тонкую бумагу, а сверху - обрезанную по размерам и зачищенную заготовку. На поверхность заготовки наносят (переводят) рисунок рельефной резьбы. Наклеенная бумага необходима для того, чтобы было легче отделить готовое изделие от подушки. Вместе с тем, зафиксированную заготовку легче обрабатывать.

Затем выполняют обрезку по контуру декоративного элемента. Большие углубления и отверстия прорезают стамесками соответствующего профиля. Первоначальную обрезку по контуру орнамента делают полукруглыми стамесками, а окончательную обработку – резаком, полукруглыми и прямыми стамесками.

При обработке мягких пород древесины, чтобы срез был гладким, движения резаком или стамеской делают плавными и скользящими. На следующем этапе заоваливают края, режут отдельные мелкие элементы. При необходимости срезают фаски различной ширины. Для выполнения отверстий можно использовать ручную дрель или коловорот со свёрлами нужного диаметра. После сверления отверстия подправляют стамесками.

Выполнив окончательную обработку рельефа, его осторожно снимают с поверхности фона. При этом для избежания сколов используют тонкий нож, который двигают по направлению волокон древесины. После этого очищают декоративный элемент от бумаги и крепят его на подготовленную фоновую поверхность. Шлифование резных элементов производить не рекомендуется, чтобы не повредить срезы. Вместе с тем для создания контрастности цветов фона и декоративных элементов окрашивают поверхность в тёмный цвет тонируют элементы резьбы (рис. 85).

VI. Контррельефная резьба как вид рельефной резьбы отличается углубленным изображением необходимой формы. В прошлом с помощью такой резьбы выполняли печати, пряничные доски, различные технические и бытовые формы (рис. 86, д).

Пряничную доску, например, вырезают из лиственных пород древесины (берёзы, груши, ивы, липы) с проделанным в ней углублённым рельефом (контррельефом). Такую резьбу выполняют достаточно опытные резчики, имеющие пространственное воображение, чтобы представлять себе, какую форму будет иметь будущий пряник. Чаще всего пряникам придают форму птиц, зверюшек, кукол, листьев и других реальных предметов.

Форму, размер и глубину будущего контррельефного изображения определяют в зависимости от назначения изделия. Одним из самых распространённых примеров контррельефной резьбы является пряничная доска.

Вначале изображение такой доски рисуют на листе бумаги в натуральную величину. При этом необязательно точно копировать все детали изображения. Часто дополняют изображение будущего резного изделия несложными узорами, которые режут на отдельных дощечках. Для того, чтобы увидеть весь резной узор объёмным, делают его отпечаток на светлом пластилине. Материал для него выдерживают до полного высыхания. Древесина должна быть прямослойной, без сучков, трещин, повреждений.

При выполнении контррельефной резьбы на поверхность хорошо отшлифованной доски (заготовки) наносят только контуры и самые характерные линии будущего изделия. Детали узора выполняют, глядя на рисунок. Для получения нескольких одинаковых пряничных досок применяют картонный шаблон. В качестве режущего инструмента для выполнения контррельефной резьбы используют прямые и полукруглые стамески, клюкарзы, резаки и косяки.

Перед резьбой заготовку с нанесёнными контурами закрепляют в державках.

Помните: для избежания травмирования рук все порезки выполняют хорошо заточенным инструментом, режут движением его от себя.

Процесс резьбы начинают с выполнения резаком и полукруглыми стамесками глубокой прорези по контуру. При этом резак используют на пологих участках контура, а полукруглые стамески - на закруглениях. Затем широкими полукруглыми стамесками или клюкарзами выбирают древесину внутри контура на небольшую глубину. После этого плоской стамеской выравнивают углубление фона.

Полусферические углубления пряничной доски в виде птицы режут клюкарзами (туловище, голова, крыло, хвост). Углубление клюкарзы в древесину производят за несколько проходов, чтобы избежать сколов и выщепов, поскольку их исправить обычно сложно. Для получения чистых срезов стружка должна быть тонкой.

Помните: более чистые срезы получают при резьбе вдоль волокон или под небольшим углом к ним.

От того, насколько выполнено углубление относительно поверхности фона, зависит толщина и объём будущего отпечатанного пряника. Дно вырезанного углубления может быть не только сферическим, но и плоским. В этом случае стенки делают слегка скошенными, чтобы форма легко снималась с «отпечатанного» пряника.

Неглубокие порезки на поверхности пряничной доски обычно выполняют в технике скобчатой или геометрической резьбы, для чего используют полукруглые стамески и нож-косяк. Последовательность выполнения контррельефной резьбы показана на рисунке 86 а-г.

После завершения контррельефной резьбы шероховатость и мелкие сколы зачищают шлифовальной шкуркой, а щёткой тщательно вычищают форму. Перед использованием пряничной доски её протирают растительным маслом.

Контррельефной резьбой в производственных условиях занимаются мастера и резчики по древесине.

1. Чтобы не напрягать зрение в процессе резьбы, располагайте рабочее место перед окном так, чтобы свет падал прямо в лицо, при необходимости используйте настольную лампу высотой не более 20 см.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: