Лекция №19 объёмная резьба по древесине

1. Объёмная резьба как вид прикладного творчества

2. Технология выполнения объёмной резьбы по древесине

3. Механическая резьба по древесине

I. Объёмная резьба по древесине является одним из древнейших направлений прикладного народного творчества. В отличие от изученных ранее видов резьбы она не имеет фона и предполагает обработку цельного куска древесины со всех сторон или его раскола. Поэтому её ещё называют скульптурной резьбой. Если рельефную резьбу можно рассматривать с лицевой стороны, то объёмную со всех сторон (рис. 56).

С древнейших времён деревянная скульптура имела прикладное значение. Объёмной резьбой украшали жилища, игрушки, предметы быта.

Объёмная резьба может иметь низкий или высокий рельеф, а иногда и плоский рельеф (рис.57). Техника выполнения объёмной резьбы мало чем отличается для больших и маленьких скульптур. В этом случае различие в основном состоит в используемом инструменте. Для выполнения объёмной (скульптурной) резьбы обычно используют 7-8 полукруглых стамесок с шириной лезвия от 15 до 40 мм. Кроме этого для чистовой обработки применяют нож-косяк. Этот вид резьбы является самым сложным и требует от резчика большого практического опыта, а также пространственного воображения.

Для объёмной резьбы используют древесину различных пород, но лучше брать мягкие породы древесины: липу, осину, ольху. Начинающему резчику рекомендуется использовать древесину липы. Она очень пластична, однородна и податлива в резьбе. Реже применяют клён, берёзу, грушу.

Объёмную резьбу можно выполнять за столярным верстаком, но в этом случае резчику придётся много перемещаться вокруг жёстко закреплённой заготовки. Более удобным считается меньший по габаритным размерам стол-верстак. За таким рабочим местом резчик имеет возможность зажать заготовку из древесины между колен, одновременно упирая её в верстак.

Кусок древесины (чурак) подбирают в соответствии с размерами будущей скульптуры. Заготовка должна быть прямослойной, без пороков (трещин, сучков, гнили). Для лучшего усвоения особенностей будущей скульптуры иногда изготавливают её модель из пластилина в натуральную величину или в масштабе.

Обычно перед разметкой выполняют рисунок будущего изделия с лицевой и оборотной сторон, а также с профилей. Самый простой вариант – когда правый и левый профили не отличаются друг от друга.

В соответствии с рисунками всех видов на подготовленную заготовку карандашом наносят очертания контура модели с необходимым для выполнения резьбы припуском. Далее вырубают большие куски древесины. Эту операцию выполняют крупными стамесками с шириной лезвия 3-4 см.

После этого прорабатывают основные скульптурные формы. Сначала работают крупными стамесками, а малыми стамесками и специальным ножом режут мелкие детали. Завершают обработку с помощью специальных стамесок, позволяющих передать оригинальность декоративного изделия.

Лишнюю древесину срезают тонкими слоями, постепенно обрабатывая скульптуру со всех сторон. В ходе работы соблюдают осторожность, чтобы избежать задиров и сколов древесины, которые невозможно исправить. При наличии в будущей скульптуре сквозных отверстий, их прорезают в последнюю очередь, что позволяет избежать возможных ошибок. Последовательность объёмной резьбы показана на рис.58. Для окончательной отделки используют шлифовальную шкурку и различные рашпили (рис.59).

В процессе резьбы могут появиться трещины, сколы и другие дефекты. В эти места вклеивают кусочки древесины необходимой формы и размеров. Небольшие дефекты заделывают шпатлёвкой.

Выполнением объёмной резьбы на производстве занимаются мастера-резчики.

Для резьбы заготавливать древесину следует зимой или поздней осенью, когда в ней меньше всего воды и органических соков. Кряжи для скульптурной резьбы следует сушить под навесом, а затем в помещении в течение двух лет. При этом, для избежания растрескивания, на концах кряжей оставляют кольца коры шириной до 20 см, торцы замазывают специальной замазкой или красят масляной краской. Для ускорения сушки чуроков их ставят торцом в остывающей печи. Такая древесина противостоит растрескиванию и приобретает коричнево-золотистый цвет.

II. Начинать выполнение объёмной скульптуры рекомендуется с несложных статичных фигурок животных. При изготовлении таких фигурок необходимо обратить внимание на выявление силуэта будущей скульптуры, соблюдение форм изделия и качественную обработку поверхности.

Изготовление фигурок в движении значительно сложнее и требует больших навыков. Примером простейшей деревянной скульптуры может быть фигура немного нагнувшегося вперёд медведя (рис. 60). При резьбе этой фигуры, кроме форм и объёма, необходимо передать характер движений животного.

Для резьбы скульптуры подбирают чурак из древесины с основанием 12х10 см, высотой 20 см. Чтобы выявить форму, объём и характер движений животного, предварительно изготавливают макет из пластилина. Выполняют эскизы фигуры медведя в фас и профиль. После этого наносят очертания фигуры на подготовленный чурак из древесины липы с припуском на обработку.

Далее стамесками с широким лезвием обрабатывают основные формы (рис.61, а). При этом определяют на заготовке положение туловища и намечают положение головы. Затем круглой стамеской выбирают лишний материал, скругляют формы, выявляют движение фигуры, а также её объём (рис.61, б).

Обработав фигурку медведя со всех сторон, приступают к резьбе более мелких деталей (рис.61, в). Для этого применяют стамески с меньшей шириной лезвия. В последнюю очередь делают орнаментальные порезки, которые имитируют шкуру животного, траву и листья.

Отделка скульптуры может заключаться в обработке поверхности мелкой шлифовальной шкуркой. Обычно шлифование поверхности объёмной резьбы не требуется.

После освоения операций по изготовлению деревянных фигур животных, можно переходить на изготовление изображения человека. Сначала целесообразно изучить приёмы получения необходимой заготовки из прямослойной древесины без дефектов. Это осуществляется путём раскалывания чурака и удаления с него лишней древесины в соответствии с габаритными размерами и допуском на обработку фигуры человека (рис.62, а).

Размеры скульптуры могут быть выше человеческого роста. Однако из-за трудоёмкости в школьных мастерских изготавливать их нецелесообразно. Необходимо, чтобы каждая из скульптур имела прочное основание. Как и при изготовлении фигуры животного можно изготовить макет фигуры человека из пластилина.

Далее делают эскизы фигуры с профиля, фаса и с задней стороны. Потом заготовку из древесины устанавливают на верстаке и наносят на него контур фигуры человека карандашом согласно эскиза. Затем с помощью стамесок различной ширины срезают по этому контуру все лишние куски древесины на всю толщину, одновременно сверяя с эскизом (рис.62, б). Выполненную грубую обработку фигуры с углами, скругляем до получения окончательной формы деревянной скульптуры (рис.62, в). На завершающем этапе её обрабатывают малыми стамесками, специальными ножами, рашпилями и отделывают поверхность скульптуры (рис.62, г).

При изготовлении более сложных фигур разметку производят с помощью специальной крестовины и подвижных игл (рис.63). С такими скульптурами нужно работать особенно осторожно, последовательно переходя от одной стадии к другой.

Своеобразны бытовые и декоративные изделия из древесины с красивой текстурой – дуба, ясеня, клёна, груши, сосны.

Очень хорошо сочетается природный рисунок древесины с формой скульптуры. Здесь важно изготовить скульптуру с учётом текстуры самой древесины. Мастеру необходимо хорошо чувствовать сам материал, особенности цвета и текстуры древесины. В ходе изготовления скульптуры из текстурной древесины стремятся подчеркнуть форму рисунком текстуры.

Природный рисунок древесины придаёт деревянной скульптуре особую выразительность и неповторимость. Наносить на такие скульптуры орнаментальные порезки не обязательно. Технология объёмной резьбы из текстурной древесины аналогична работе над объёмной скульптурой вообще.

III. Плоскорельефную, рельефную и объёмную резьбы можно выполнять на станочном оборудовании с использованием инструмента изготовленного на промышленных предприятиях и в условиях школьных мастерских.

Выполнение резьбы механическим инструментом целесообразно производить по твёрдым породам древесины. Это повысит производительность и качество резного изделия. При этом твёрдая древесина хорошо полируется и не требует отделочных покрытий, что важно для сохранения природного рисунка материала и чистоты поверхности резьбы.

Основным оборудованием для механической резьбы является токарный станок, оснащённый разнообразными приспособлениями и инструментами. Часть инструментов можно сделать самостоятельно. Так, фасонные фрезы изготавливают из углеродистой стали (рис.64). Головки фрез без зубьев и хвостовики получают точением. При этом диаметр фасонной фрезы не должен превышать 15 мм.

Зубья фасонной фрезы можно нарезать с помощью слесарной ножовки (рис.65). Для этого фрезу приставляют к картонному шаблону с 12 одинаковыми делениями в радиальном направлении. Затем с помощью чертилки переносят линии разметки на головку фрезы.

В соответствии с разметкой, используя слесарную ножовку, нарезают зубья. Для правильного получения передней и задней граней фрезы, на её хвостовик надевают кондуктор с двумя прорезями под необходимым углом. По этим прорезям осуществляют движения ножовочного полотна (см. рис.65).

Глубина пропила зависит от профиля зуба. Так, цилиндрические и конические головки фрезы пропиливают неглубоко, а головки с криволинейной поверхностью требуют более глубокого пропила, чтобы охватить весь профиль режущей кромки зуба. Количество зубьев зависит от диаметра фрезы и расстояния между зубьями. Рекомендуют, чтобы расстояние между зубьями было 1,5-2,5 мм.

После нарезки зубьев их затачивают тонкими абразивными кругами, а потом закаливают (см. рис.65). Заточку зубьев производят с помощью тонких абразивных кругов тарельчатой или конической формы, а доводят с помощью оселков.

Для механизации процесса обработки криволинейных поверхностей изготавливают абразивные головки (рис.66). Абразивная головка представляет собой насаженную на стержень заготовку из берёзы, обточенную под необходимый профиль, на которую наклеивают шлифовальную шкурку. После оклейки срезают лишнюю шкурку с припуском до 2 мм по краям головки. В зависимости от назначения изготавливают абразивные головки со шкуркой крупной и мелкой зернистости.

Для обработки поверхности древесины хвостовики фрез и абразивных головок закрепляют в патроне, который устанавливают в шпиндель токарного станка (рис.67). Во время вращения фреза срезает небольшой слой древесины с поднесённой заготовки, которая упирается в подручник снизу. Подручник устанавливают к фрезе на расстоянии 3-4 мм.

Помните: правильная установка подручника способствует безопасности выполняемой работы и надёжному удержанию заготовки. При опоре на подручник можно регулировать подачу заготовки на фрезу, направление и глубину резания.

Рассмотрим один из примеров выполнения резьбы с помощью фасонных фрез и абразивных головок (рис. 68). Сначала наносят контур листка на поверхность заготовки, обрабатывают его и срезают фон до заданного уровня (рис.68, а, б).

Далее, с помощью тонких дисковых фрез проходят весь контур листка на небольшую глубину (рис.68, в). Затем контур усиливают, придавая ему в определённых местах живой волнистый характер. Диаметр используемых фрез зависит от глубины контура. Чем глубже контур, тем больше диаметр фрезы. Окончательную обработку поверхности резьбы производят абразивными головками с мелкозернистой шлифовальной шкуркой (см. рис.68, в, г)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: