Лесная скульптура

ЛЕКЦИЯ №18

1. Лесная находка и скульптура

2. Технология изготовления лесной скульптуры

I. Оригинальные и необходимые изделия можно изготовить не только с помощью инструментов из древесины. Сама природа часто придаёт стволам, веткам, сучьям, пням и корням деревьев причудливые формы.

Эти формы могут напоминать не только человека, животных, птиц, но и предметы быта. Иногда части растущего, сухого, срезанного или свалившегося дерева имеют законченную форму и не требуют дополнительной обработки, поэтому их называют лесными находками. (рис.48). Значительно чаще для придания законченной формы части дерева требуют дополнительной доработки инструментами и их называют лесными скульптурами (рис.49).

Часто скульптуру, созданную природой, выраженную в переплетении веток, сучьев, корней, наростов, называют корнепластикой.

При поиске и доработке лесной скульптуры значительную роль играет ваша фантазия. Здесь важна не только природная форма элемента дерева, но и его естественная окраска.

При незначительном использовании резьбы и других видов обработки материалов из элементов дерева делают декоративные скульптуры и композиции, декоративно-прикладные изделия, миниатюры, различные украшения.

Найти нужную форму для декоративного изделия, а особенно лесную находку, очень сложно. Очень важно перед поиском нужных форм уловить контуры и образ будущего изделия.

Для поиска заготовки не обязательно заходить в глубь леса. Часто заготовки необходимой формы находят на опушке леса, вдоль дорог, на берегах рек и озёр.

Находясь в воде, дерево становится отполированным и приобретает красивый цвет. Много заготовок можно найти в местах раскорчёвки деревьев. Так, почти из каждого корня можно изготовить различные светильники и подсвечники (рис.50). Интересные формы заготовок можно найти и в городе в ходе обрезки деревьев. Здесь можно встретить своеобразные срезы ветвей и сучков.

При подборе необходимых заготовок нужно учитывать:

1. Для чего будет предназначено будущее декоративное изделие (для установки в помещении или вне помещения, для ежедневного использования в быту или как художественного произведения и т.д.).

2. Размеры будущего декоративного изделия.

3. Заготовки различной формы чаще всего встречаются там, где деревья имеют развитую крону или часто травмируются, т.е. на опушках леса, вдоль дорог и просек.

4. Найденную заготовку сначала очищают от мха, грязи, коры и гнили, определяют форму и размеры будущего изделия и после этого вырезают нужную часть.

Помните: материал для будущих изделий из лесной скульптуры берут только из сухих и свалившихся деревьев в местах предстоящей заготовки древесины. Для этого используют корни только срубленных или поваленных деревьев.

Подготовку материала к обработке предполагает его сушку, не смотря на то, что сырая древесина легче режется. Это связано с тем, что при высыхании древесина может быть подвержена короблению.

Сушку лесных находок проводят в летнее время в хорошо проветриваемом месте под навесом на подкладках. При необходимости перед сушкой удаляют кору, что ускоряет процесс сушки и исключает гниение. Окончательную сушку производят при комнатной температуре, на расстоянии от отопительных приборов.

До сушки, чтобы ускорить её процесс, производят грубую обработку заготовок, заключающуюся в отрезании лишних частей древесины. После сушки древесину выдерживают некоторое время, чтобы снять внутреннее напряжение.

Изготовлением декоративно-художественных изделий из лесных находок занимаются народные мастера, художники-дизайнеры.

Известно, что корень рябины – хороший материал для декоративной скульптуры. Выдержанная в воде древесина осины приобретает красивый голубоватый цвет. Цвет ясеневого корня напоминает древесину оливкового дерева. Древесина берёзы, бука, дуба и клёна очень красива в радиальном разрезе.

II. После продумывания художественного образа, формы изделия и последовательности изготовления изделия, его эскиз изображают на бумаге. Для объёмного представления изделия желательно сделать его макет из глины или пластилина.

Кроме того, настольная или настенная скульптура (рис.51) должна иметь горизонтальную или вертикальную опорную плоскость. Опорную плоскость обрабатывают различным инструментом для устойчивого положения будущего изделия. Часто лесную скульптуру устанавливают и закрепляют в опорных подставках, для которых используют торцовые срезы ствола, наросты и корни. При этом учитывают соответствие размеров и цвета подставки размерам и цвету скульптуры.

При изготовлении лесной скульптуры стремятся сохранить большинство элементов и форму лесной находки. Однако для большей выразительности будущего изделия с помощью стамесок изменяют толщину корней или веток, стремятся сделать поверхность гладкой или шероховатой. Если не хватает некоторых элементов для композиции, то склеивают детали скульптуры. Для склеивания деталей используют клей ПВА, который надёжно скрепляет древесину. Соединяемые детали должны быть одинаковыми по цвету и текстуре. Клей наносят на самые незаметные места, точно подогнав друг к другу детали скульптуры. Для этого детали плотно прикладывают друг к другу и стыки пропиливают пилой. Склеиваемые плоскости часто зачищают рубанком или шлифовальной шкуркой. Места склеивания окрашивают в цвет древесины.

Для соединения деталей под углом, например для получения согнутых рук и ног, эти детали срезаются под необходимым углом и склеиваются. Толщина соединяемых частей должна быть одинаковой. Для выполнения срезов в зависимости от толщины частей, используют нож или ножовку. Чаще используют ножовку по металлу. Среди стамесок наиболее часто применяют полукруглые стамески – клюкарзы.

При необходимости для более прочного скрепления деталей скульптуры используют деревянные шканты. Для этого в местах соединения деталей делают отверстия на глубину немного больше длины шкантов (рис.52).

В отдельных случаях задуманную композицию дополняют каким-нибудь видом резьбы. При этом избегают излишеств, чтобы сохранить природную оригинальность лесной скульптуры.

Наиболее сложной в изготовлении считается лесная скульптура, изготовленная из наростов на стволах и корнях деревьев (рис.53).

Нарост и наплыв представляет собой разросшуюся часть древесины ствола, сучьев и корней дерева. Эти дефекты древесины образуются в результате механических и биологических травм, что приводит к изменению текстуры и усилению роста в этих местах. Наросты чаще всего встречаются у лиственных пород древесины (берёзы, ольхи и др.). Они имеют очень красивую текстуру и высоко ценятся как декоративный материал для изготовления лесной скульптуры.

Помните, что наросты снимают на поваленных деревьях в местах заготовки леса и раскорчёвки пней. При заготовке этого природного материала отпиливают ствол, сук или корень выше и ниже нароста. В отдельных случаях, когда нарост слабо держится, его можно снять со ствола. Для этого в местах скалывания делают пропилы и ударяют по ним лезвием топора.

Наросты отличаются особой твёрдостью, поэтому процесс изготовления из них декоративных изделий (чаш, ваз, шкатулок) является весьма трудоёмким. Чтобы облегчить обработку нароста (наплыва) его запаривают. Полости в наросте (если позволяют размеры) высверливают с помощью дрели. Дальнейшую обработку производят клюкарзами и другим возможным инструментом.

Внешний вид будущего декоративного изделия обычно подсказывает форма самого нароста. Очень хорошо выглядит ваза, в которой сочетается обработанный участок ствола, корня и естественная форма наплыва (рис. 54). Наросты округлой формы вместе с участком ствола дерева могут обрабатываться и на токарном станке. В этом случае получают вазу или чашу с красивой оригинальной текстурой (рис.55).

Для увеличения срока сохранности декоративного изделия, улучшения его эстетического вида лесную скульптуру тонируют и лакируют. Так, с помощью масляного лака получают более прочное и красивое покрытие. Для придания лесной скульптуре глянцевого блеска после нанесения и высыхания последнего слоя лака поверхность шлифуют нулевой шлифовальной шкуркой.

Хранят такие декоративные изделия вдали от отопительных приборов и солнечных лучей.

Очень хорошим материалом для резчиков является древесина груши. При полировке она приобретает глянцево-матовую поверхность и красивый цвет. Поэтому её не рекомендуется окрашивать. Достаточно протереть поверхность льняным маслом и она станет тёмно-коричневой с лёгким блеском.

&А ф а н а с ь е в А. Ф. Резьба по дереву. – М., 2002. – 408 с.

Б а р а д у л и н В. А. Художественная обработка дерева. – М., 1986. – 264 с.

Б а р т а ш е в и ч А. А., Р о м а н о в с к и й А. М. Художественная обработка дерева. – Мн., 2000. – 230 с.

Б у р и к о в В. Г., В л а с о в В. Н. Домовая резьба. – М., 1996. – 352 с.

Выпиливание лобзиком / Автор-сост. В. И. Р ы ж е н к о. – М., 1998. – 128 с.

Г л и к и н М. С. Декоративные работы по дереву на станках. – М., 1999. – 280 с.

Ж у к С. И., С е м е н е н к о О. А. Древо жизни Кронида Гоголева. – Петрозаводск, 1995. – 33 с.

К а п л а н Н. И., М и т л я н с к а я Т. Б. Народные художественные промыслы. – Мн., 1990. – 186 с.

Л у к а н с к и й Э. П. Первый шаг в творчество. – Мн., 1985. – 143 с.

Работы по дереву / Сост. В. И. Р ы ж е н к о. – М., 2001. – 512 с.

С а ф р о н е н к о В. М. Вторая жизнь дерева. – Мн., 1990. – 207 с.

С о к о л о в Ю. В. Альбом по выпиливанию. – М., 1991. – 61 с.

У т к и н Н. М., К о р о л е в а Н. С. Народные художественные промыслы. – М., 1992. – 160 с.

Художественная резьба и мозаика по дереву / Авт.-сост. И. П. Д ы м к о в с к и й. – Мн., 1999. – 223 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: