Понятие бюджета

ГВФ

ЦБ

Комитет фин контроля СПб

ФЗ 10 июля 2002. БК.

ЦБ – единая централизованная система с вертикальной структурой. Это не гос орган, но является органом управления финансами. Правовой статус оч своеобразный, он двойственный, как и у гос внебюджетных фондов. Это выражается в том, что у этих органов управления финансами есть с одной стороны широкие властные полномочия в фин сфере, что сближает их с гос органами, но это в то же время лица, кот используют свою организационно-правовую форму для вступления в равноправные гр отношения для достижения публ целей (устойчивость нац валюты и т.п.).

Одно из проявлений публ составляющей заключается в структуре управления ЦБ, аналогичной структуре гос органа:

1. центральный аппарат

2. террит учреждения

3. расчетно-кассовые центры

4. вычислительные центры

5. полевые учреждения

6. учебные заведения и подразделения безопасности.

Правовой статус вытекает из КРФ => ликвидировать только через изменение КРФ.

Цели публичные, получение прибыли целью не является. Но т.к. ЦБ осуществляет банковские операции, то в силу этого прибыль от заключения ГП сделок прибыль есть, часть ее отчисляется в бюджет.

Для реализации публ целей законодатель представляет ЦБ властные полномочия:

1. проводит совместно с правительством денежно-кредитную политику через принятие НПА. Вот классический пример того, как лица, не являющиеся органами гос власти, издают НПА. Ненормативные акты: установление ставки рефинансирования.

2. эмиссия наличных денег

3. устанавливает правила осуществления расчетов

4. организует осуществляет валютное регулирование и валютный контроль

5. банковское регулирование и контроль. Опять-таки функции гос органа, но вышестоящим органом для кредитных организаций не является, только орган со властными полномочиями по регулированию деятельности этих организаций.

ЦБ:

1. принимает решение о регистрации, выдает лицензии на осуществление банковских операций

2. применяет меры принуждения (требует реорганизации, вводит запрет на проведение банковских операций и много другого)

3. штрафы взыскивает, при этом состав правонарушений устанавливается не в КоАП и не законах субъекта, а в ФЗ «О ЦБ».

4. проводит проверки

5. устанавливает правила проведения банковских операций, бухучета, финансовые нормативы.

Особый правовой режим имущества ЦБ.

Уставной капитал и иное имущество является фед собственностью (ибо создан в силу КРФ), но ЦБ самостоятельно осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению, включая золотовалютные резервы, то есть осуществляет полномочия собственника. Изъятие и обременение обязательствами этого имущества без согласия ЦБ невозможно. Государство не отвечает по обязательствам ЦБ, а ЦБ – по обязательствам государства, если они не приняли на себя соотв обязательств или в соответствии с ФЗ. ЦБ осуществляет расходы за счет собственных доходов.

Средства фед бюджета и ГВФ хранятся в ЦБ.

ЦБ запрещено кредитовать Правительство РФ для финансирования дефицита.

Создан ЦБ для операций с публ средствами, при этом комиссионного вознаграждения нет, доход от оборота частных средств. Прибыль за счет осуществления банковских операций с кредитными организациями. Для этого ЦБ имеет право:

1. предоставляет кредиты

2. покупает и продает гос ценные бумаги

3. …

4. profit

Запреты для ЦБ в силу особенностей деятельности:

1. не имеет права осуществлять банковскую деятельность с не имеющими лицензии, кроме исключений в силу закона: ЦБ обслуживает и не кредитные организации: счета органов гос власти, ГВФ (гос внебюджетные фонды, кот выступают в качестве клиентов ЦБ), счета собственно служащих банка.

2. приобретать доли иных организаций

3. осуществлять операции с недвижимостью

4. заниматься торговлей и производством.

Как все это работает.

Центральный банк Российской Федерации обслуживает счета бюджетов. Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральное казначейство открывает в Центральном банке Российской Федерации с учетом положений статей 38.2 и 156 настоящего Кодекса счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с соглашением, предусмотренным частью пятой настоящей статьи.

По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта Российской Федерации необходимого для их осуществления имущества.

=> как это работает. В связи с введением 215.1 МО должны были закрыть счета в банках (116) и открыть счет в казначействе, хотя раньше по общему правилу открывали счета напрямую в ЦБ. Теперь казначейство начинает применять правила открытия счетов в ЦБ с учетом положений 156. если казначейство по соглашению передает свои функции субъекту (его исп органу), то сам субъект уже может открывать счета не в ЦБ. Эта норма касается тех, кто имеет право открывать бюджетные счета (фед казначейство или органы субъекта): Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования вправе открывать счета в кредитных организациях, обслуживающих расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальными ценными бумагами, осуществляющих расчеты (в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций). КС: Такие банки осуществляет только конкретные функции в отд случаях.

Открытие и ведение счета казначейством в ЦБ – на основании ст 75 КРФ ЦБ выполняет свою публ функцию, какбе говорит нам КС. Договор открытия счета по сути является ГП договором. Однако стороны не могут не заключить договор, не могут прекратить его действие. Стороны, без изменений БК, тоже не могут быть изменены. Да и вообще, без наличия этого договора Казначейство не может осуществлять кассовое обслуживание. Тем самым целый блок ГП норм применены быть не могут.

Цель заключения этого договора – публ интерес, реализация организации кассового обслуживания бюджетов всех уровней. И ГП механизм встраивается публ субъектом для достижения публ целей, чтобы не метать бисер на тему большинства условий подобного договора.

Понятия легального нет, но определяется как фонд ден средств, кот образован вне слияния с бюджетными средствами. Они предназначены для фин обеспечения важнейших конст прав граждан. БК определяет перечень в ст 143: на фед уровне существует 3 (ПФР, ФСС, ФФОМС) и один на рег уровне (ТФОМС).

Все фонды – гос учреждения, кот наделяются властными полномочиями в сфере фин деятельности, их структура аналогична гос органам: террит подразделения для всех фед фондов, кроме ФФОМС, которые являются самостоятельными гос учреждениями.

Субъекты не могут самостоятельно формировать территориальные внебюджетные фонды, так как не имеют права вводить новые обязательные платежи для их пополнения, получается обычное бюджетное учреждение.

Регулируется ГВФ кучей ФЗ + БК + Положения о фондах + Пост Верховного Совета (с юр силой закона).

ПФР с одной стороны выступает в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, кот не является ГП отношениями страхования, но и налоговыми отношениями это являться не будет (с 1 янв 2010 единый соц налог скукожится). Организации и ИП, лица замозанятиые выступают в качестве страхователя, а застрахованные лица – физ лица, граждане. Отсюда две группы отношений для Фонда. При наступлении страхового случая фонд должен платить => со страхователей взимаются обязательные страховые взносы на пенс страхование (доходы фонда). Обязательные платежи устанавливаются ФЗ.

Огромным объемом средств нужно управлять. Часть ден средств на счету Фонд начинает размещать, управляя ими. Застрахованный гражданин признается субъектом в отношениях по инвестированию средств. Часть накопленных средств в фонде гражданин может указать, какой управляющей компании гражданин доверяет осуществляет инвестирования для увеличения накоплений. Если волеизъявления нет, по ПФР инвестирует эти средства так, как ему предписано (в ин ценные бумаги, валютные ценности и др в соответствии с ФЗ «Об инвестировании»). Тем самым возникает третья система отношений ПФР. Из этой системы вытекают функции фондов.

публ отношения ГП отношения

Страхователь ПФР

Управляющая компания


Застрахованный

С ТФОМС есть то же самое. Но если нет страхователя (работодателя), то $ перечисляются из бюджета МО или субъекта. Называется это обязательными платежами, но по сути это бюджетные трансферты. Когда гражданин идет с полисом в мед учреждение, то затем мед учреждение выставляет страховщику счет.

ФФОМС не работает с организациями – страхователями, но имеет право принимать НПА. Он фактически сосредотачивает ден средства, кот затем дает территориальным фондам.

Понятие формально-юридическое, определено в ст 6 БК.

Бюджетформа образования и расходования ден средств, предназначенных для фин обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления. Это легальное определение отражает динамику понятия. В статике: бюджет – это совокупность ден средств.

Правовая форма бюджета – ФЗ, закон субъекта, правовые акты представительных органов МО.

Бюджет гарантирует расходные обязательства каждого публ субъекта, для этого и предназначены средства бюджета.

Бюджет имеет 2 основных составляющих: доходы и расходы. Мы же выделим еще элемент источников финансирования дефицита бюджета на ряду с доходами и расходами.

Все бюджеты РФ составляют бюджетную систему. Консолидированный бюджет – понятие, кот вводится относительно определенных территорий. Совокупность бюджетов определенного уровня на определенной территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами образует консолидированный бюджет этой территории. Например, для МО это бюджеты МО + сельских поселений, для субъекта – бюджет субъекта + бюджеты МО, для РФ – бюджет РФ + бюджеты субъектов.

Нужен консолидированный бюджет для того, чтобы при принятии акта о бюджете учитывать максимально приближенные к жизни параметры. Это позволяет планировать бюджет, избегая двойного финансирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: