Система фин права
Место фин права в системе права РФ
Метод фин права
Императивный с изюминкой. В большинстве случаев инициатива исходит от властного субъекта, но так как отношения не просто управленческие (АП), а еще носят имущественный характер, что воздействует на метод правового регулирования, диспозитивные начала проникают в публ право: законодатель допускает регулирование отношений через заключение договоров (соглашений) инвестиционного налогового кредита, бюджетного кредита, что иллюстрирует нахождение баланса, как то любит делать КС.
Определяется предметом и методом. Исторически изначально самостоятельная отрасль, хотя есть и др точки зрения:
Ø выделилось из гос и адм права.
Ø комплексная отрасль права.
Отражается в оглавлении учебника J
Выделение фин права – во многом традиция советских времен, ведь есть бюджетное право, налоговое… И вот пытаясь выделить общую часть с общими понятиями, добавляем в нее гос фин контроль. В Особенная часть: формирование гос доходов (бюджетная система, налоговое право), расходы (тоже часть бюджетное), контроль (бюджетный и налоговый контроль). Ересь в общем.
Лучше так: в системе фин права сформировалось
1. две самостоятельные отрасли (подотрасли):
i) налоговое
ii) бюджетное право
2. два правовых института:
i) денежная система
ii) валютное регулирование с валютным же контролем.
Это система отношений по перераспределению в пользу государства и обществ образований через налоговые и неналоговые изъятия в пользу публ фондов (см УМК).
Имея в виду бюджетные и налоговые отношения, выделим их объект – то, на что можно воздействовать, то есть поведение лица. Им выступает действия участников отношения, при том, что ден средства выступают предметом – тем, по поводу чего действует лицо.
Субъективные права и обязанности лиц – юр содержание правоотношения, а реальное взаимодействие – фактическое содержание.
Подчиненность в налоговых отношениях не всегда организационно, возможно только функциональная подчиненность частного субъекта по поводу имущественного изъятия, тут у невластного субъекта есть куча законодательно закрепленных прав по отношению к налоговому органу для защиты своих частных интересов.
В бюджетных отношениях финансирование происходит по подведомственности, т.е. система имущественных отношений начинает складываться в рамках линейной, организационно-подчиненной зависимости субъектов, уровень правового регулирования снижается с кодифицированного закона на уровень подзаконного акта для большей оперативности, ведь все равно все участники выражают публ интерес.