Сбор как налоговый доход
√ обязательный взнос, обеспеченный публ силой субъекта. Признаки налогового дохода.
√ с организаций и физич лиц
√ являющийся условием совершения в отношении плательщика. Юр возмездность сбора, отсутствующая у налога. Правовые последствия для плательщика сбора. Сбор не является ценой, плата носит фискальные цели.
√ гос органами
√ юр значимых действий, кот при неуплате сбора не могли бы быть совершены. При неуплате сбора основным последствием является отсутствие результата (отсутствие доступа к праву), а не ответственность.
Обязательный универсальный состав элементов отсутствует, в отличии от налога. Они устанавливаются применительно к каждому конкретному сбору.
Сбор, как правило, авансовый платеж: сначала $, потом действия. Для налога это не обязательно.
В системе налоговых платежей только 2 формально-юридических зафиксированных сбора как налоговых платежей: гос пошлина (в суд или люб др ситуациях) и сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.
Проблема разграничения налоговых и неналоговых сборов. КС от 10.12.02: если мы имеем налоговый сбор, то все элементы сбора должны быть установлены законодателем, а при неналоговым платеже мы может регулировать все на уровне подзаконных актов => разные уровни гарантий, творчество органов исп власти по каждому конкретному неналоговому платежу.
И вот КС про не налоговые, но фискальные сборы:
1. для получения права
2. индивидуально-возмездный характер.
3. компенсационный характер. Соответствуют затратам публ субъекта.
4. дифференцированные нормативы размера платежа.
Но по факту разграничение просто по принципу включения в систему налоговых сборов.
Делится на доходы фед, рег и местные налоги и сборы. Отнесение к тому или иному виду определяется не тем, в какой бюджет что попадает, а тем, кто имеет полномочия по установлению и введению налога.
Федеральные: федерация полностью налог
Ø устанавливает,
Ø вводит,
Ø прекращает
Ø отменяет.
Установление федерацией – все элементы налога определяется НК.
Введение налога – принятие соотв НПА и определение момента его взимания.
На рег уровне субъект или МО так же принимает свой собственный акт о введении налога, урегулированного НК, на своей территории. То есть ряд элементов налога устанавливается НК (предельные размеры налоговых ставок), ряд – субъектом или МО (конкретная ставка и сроки уплаты налога) => двухступенчатая система.
Прекращение и отмена фед налога через НК. С 1 янв 2010 отменяется ЕСН. Больше такого налогового сбора не будет.
Рег или местный налог, например, на игорный бизнес. В связи с тем, что законодатель переводит сферу игорного бизнеса в отд субъекты, сам налог из системы не выпадает, однако относится только к территории отд субъектов => на территории остальных прекращается, но не отменяется.
Отмена означает исключение налога из системы налогов и сборов => любой налог отменяется только РФ.
Сборы только на фед уровне.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) НДС;
2) акцизы;
3) НДФЛ;
4) ЕСН (нынче исключен, теперь организации должны делать вместо этого отчисления в гос внебюджетные фонды).
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
8) водный налог;
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
10) государственная пошлина.
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
К местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Тем самым, сборы только на фед уровне.
Иных налоговых доходов, кроме разве что еще пеней и штрафов, нет.
Кроме общей системы налогообложения, существует система спец налоговых режимов. Налоги, кот уплачиваются в рамках спец налоговых режимов, активно распределяются между бюджетами.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 НК.
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельност и (для организаций и предпринимателей малого бизнеса). Он заменяет собой ряд иных платежей, что упрощает положение налогоплательщика, хотя и не все налоговые платежи им заменяются => спец система применяется на ряду с общей по отношению к одному налогоплательщику. Заменяя собой ряд налогов, этот доход сильно делится между разл бюджетами.
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.