Необходимость изучения налоговых систем развитых стран мира

Особенности налоговых систем развитых стран мира

1. Необходимость изучения налоговых систем развитых стран мира

2. Налоговая система США

3. Налоговая система Великобритании

4. Налоговая система Германии

5. Налоговая система Скандинавских стран

6. Налоговая система Японии

В Беларуси проблема налогов – одна из наиболее сложных и противоречивых в практике проводимых реформ. В стране нет сегодня другого направления экономики, которое подвергалось бы столь серьезной критике.

Уже более 15 лет действует в белорусской экономике налоговая система, введенная с начала 1992 г. Это позволяет, опираясь на практику, сделать определенные выводы о ее эффективности и ответить на возникающие при этом неизбежные вопросы о соответствии этой системы условиям переходного периода, об учете реальной экономической ситуации, о выполнении заданных ей функций.

Действующая налоговая система не идеальна, поскольку она не обеспечивает в полной мере потребности государства в средствах для финансирования даже первоочередных программ, связанных со структурной перестройкой производства и конверсией военной промышленности. Не хватает финансовых ресурсов и для обеспечения полной социальной защиты населения в условиях перехода к рынку. Налоговое бремя препятствует развитию предпринимательства и приводит к чрезмерному изъятию средств государством.

Поэтому представляется немаловажным изучение опыта зарубежных стран, направленного на оптимизацию видов и ставок налогов, количества и качества налоговых льгот, совершенствование налогооблагаемой базы. Мировой опыт показывает, что изъятие у налогоплательщиков до 30-40% их доходов является порогом, за пределами которого начинается процесс сокращения сбережений и инвестиций в экономику. Если же ставки налогов их число достигают такого уровня, что взимается более 40-50 % доходов налогоплательщика, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства. Нынешний уровень изъятия средств у белорусского налогоплательщика не стимулирует развитие производства.

При анализе налоговой системы Беларуси зачастую сравнивают величину ставок основных видов налогов с установленные ставками аналогичных налогов в развитых странах. Действительно, ставки НДС, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц в Беларуси находятся на уровне ставок, действующих во многих странах с развитой рыночной экономикой, а иногда и ниже уровня отдельных стран. Однако такое сопоставление не показывает истинного положения дел, поскольку указанные ставки налогов применяются к разной налогооблагаемой базе, которая в Беларуси является более широкой.

Следует, например, учесть, что при расчете налога на прибыль в нашей стране не полностью вычитаются из доходов расходы, связанные с производством и реализацией продукции, относящиеся, в частности, к расходам на рекламу, подготовку кадров, страхование и т. д. Поэтому важно изучить опыт зарубежных стран применительно к обоснованному определению налогооблагаемой базы.

Налоговая система Беларуси, скопированная в основном с российских моделей, несмотря на попытки привязать ее к реальной экономической жизни, получилась довольно громоздкой и сложной. Одна из основных проблем белорусской налоговой системы состоит в том, что наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения, нормативные письма и т.д. Это затрудняет работу налоговых служб. Но без этих поправок вряд ли можно обойти высокий динамизм процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны, их непредсказуемость, необходимость быстрого реагирования со стороны государства - вот те причины, которые требуют постоянного реформирования налоговой системы.

Сложность проведения налоговой реформы связана и с что белорусская экономика сегодня не базируется на рыночных отношениях, а находится в переходном периоде со всеми его противоречиями. Выдвигаемые предложения и новые мысли в области налогов касаются, как правило, отдельных элементов налоговой системы: размеров ставок, льгот и привилегий, объектов налогообложения, замены или усиления одних налогов другими. Предложений о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешнему этапу перехода к рыночным отношениям, пока нет. И это не случайно. Существенное усиление или ослабление налогового пресса в настоящее время невозможно. Рост налогового давления может привести к дальнейшему свертыванию производства или уходу его в теневую экономику, а, следовательно, уменьшению поступлений налогов. Ослабление же налоговой нагрузки невозможно до тех пор, пока не будет решена проблем улучшения собираемости налогов. Важнее всего в пределах сегодняшних сумм собираемых налогов усилить их стимулирующую роль, ослабить те элементы, которые снижают заинтересованность товаропроизводителя в росте инвестиций и расширении материального производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: