Калькулирование в системе непрерывного совершенствования (Кайзен-кост)

Калькулирование затрат полного жизненного цикла

В рамках стратегического управленческого учета рассматривается система калькулирования затрат полного жизненного цикла, формирующая информацию, необходимую менеджерам для управления затратами на стадиях проектирования, разработки, производства, эксплуатации, послепродажного обслуживания, вывода продукта с рынка и утилизации. Система калькулирования затрат полного жизненного цикла предполагает применение подходов: «Таргет-кост» и «Кайзен-кост».

3. Целевое калькулирование («Таргет-кост»)

Задачей Таргет-кост является не сокращение затрат на стадии производства уже разработанного продукта, а в том, чтобы спроектировать затраты на стадии исследования, разработки и проектирования. Система Таргет-коста всецело ориентирует организацию на рыночные условия. Принципами системы Таргет-коста являются следующие:

· первостепенная постоянная ориентация на требования рынка и клиентов;

· калькуляция целевых затрат для новых продуктов, а также их составных частей, позволяющих достичь желаемой, заранее заданной прибыли при существующих рыночных условиях: целевая себестоимость = целевая цена – целевая прибыль;

· учет влияния на себестоимость продукции пожеланий потребителей по качеству и срокам изготовления продукции;

· использование концепции жизненного цикла продукта.

Таким образом, результатом всех мероприятий Таргет-коста является новый продукт, который, во-первых, соответствует всем требованиям потребителей в отношении его качества и функциональных характеристик, а во-вторых, может производиться по себестоимости, акцептуемой рынком.

Кайзен-кост фокусируется на сокращении затрат на производственной стадии полного жизненного цикла продукта. «Кайзен-кост» и Таргет-кост тесно связаны между собой, поскольку решают практически одну и ту же задачу, но на разных стадиях жизненного цикла продукта и разными методами. Обе концепции предназначены для снижения уровня отдельных статей затрат и себестоимости конечного продукта в целом до некоторого приемлемого уровня: Таргет-кост – на стадии планирования и разработки; Кайзен-кост – на стадии производства. Обе системы дают предприятию весьма ценное конкурентное преимущество, состоящее в достижении более низкого по отношению к конкурентам уровня себестоимости и возможности выбирать удобную ценовую политику для захвата и удержания соответствующих секторов рынка.

Кайзен-кост отличается от системы «Стандарт-кост», целью которой является соблюдение стандартного уровня затрат и предотвращение неблагоприятных отклонений. Цель калькулирования в системе непрерывного совершенствования состоит в достижении заданного уровня сокращения затрат, который постепенно корректируется в сторону уменьшения. Мониторинг отклонений в системе «Сандарт-кост» - это сопоставление фактических и стандартных затрат, в системе «Кайзен-кост» - сопоставление целевого сокращения затрат с фактическими суммами их экономии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: