Религиозные версии мироздания

Взгляд науки

Огромное практическое значение науки в XX в. сделало ее той областью знания, к которой массовое сознание испытывает глубокое уважение и пиетет.

з всяких погрешностей.

Вселенная, представленная в виде комплекса механических систем, развивается без участия какого бы то ни было сознания и разума. Вся ее история, начиная от «большого
взрыва» до сегодняшнего дня — результат слепого и стихийного движения материальных масс.

Согласно теории относительности пространство не трехмерно, а время не линейно.

В новой картине мира исчезает жесткое различие между материей и пустым пространством, так как развитие атомной и субатомной физики разрушило представление о твердой материи.

Современная научная картина мира динамична, противоречива. В ней больше вопросов, чем ответов. Она изумляет, пугает, ставит в тупик, шокирует. Но ничего не поделаешь.

Слово religio означает по латыни благочестие, святость и восходит к глаголу religare — связывать, соединять. Очевидно, в этом случае речь идет о связи с иномирностыо, с другими измерениями бытия.

Таким образом, религии удваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами.

Центральный пункт любой религиозной картины мира - образ Бога или богов, представление о том, что же являет собой высшая истинная реальность. Катафапшческое богословие позволяет говорить о Боге и давать ему на человеческом языке характеристики в превосходных степенях: Бог вездесущ, всемогущ, всеблаг и т. д. Апофатическое богословие считает, что Бога можно познать только сердцем, только в откровении, и человеческий язык не в силах выразить божественных качеств, ибо они разительно отличаются
от человеческих.

Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако в разных религиях эта власть может быть как
безграничной, так и ограниченной.

Христианский Бог — очень сложная для понимания фигура (впрочем, на это можно возразить, что религия не требует понимания умом, а требует эмоционального переживания). Он — личный абсолют.

Христианский Бог творит мир из Ничего и самовластно управляет им: без воли божьей ни один волос не упадет с человеческой головы.

К божественному миру относится сфера рая -дивного неземного блаженства, которым упиваются праведные бессмертные души. Противоположностью рая выступает ад, где души грешников расплачиваются за свои злодеяния вечными муками.

В древнегреческих представлениях этот вопрос не становится предметом специальной рефлексии. Человек создан богами, которые, в сущности, очень похожи на людей, хотя и тесно связаны с природными стихиями Буддизм видит судьбу человека как чрезвычайно печальную. Человек принадлежит к низшим ступеням мира форм, он подчинен закону кармы —причин и следствий.

Таковы религиозные картины мира, тесно связанные с религиозным мировоззрением.

5. Философия: человек и мир

Объективистские концепции, независимо от того, являются они материалистическими пли идеалистическими, отдают приоритет миру, полагая, что он так или иначе объективен, т. е. не зависит в своем существовании н качествах от желаний субъектов π человеческого способа видения.

Противоположностью объективизма является субъективизм, когда мир, общий для всех живущих субъектов, заменяется на множество «мирков».

Огромное «пространство» между двумя крайними полюсами и составляет поле философского поиска. Собственно, важнейшей философской проблемой является вопрос: что в мире - от пас, и что - от самого мира? Чем мир для нас представляется.

В западной философии в наши дни доминируют и спорят между собой два основных подхода. Согласно первому, никаких общих точек зрения на мир и судьбы человека вообще быть не может.

Глава VII
1личность. Понятие личности

Понятие личности относится к числу сложнейших в чёло-
векознашш. В русском языке издавна употребляется термин
«лик» для характеристики изображения лица на иконе. В ев-
ропейских языках слово «личность» восходит к латинскому
понятию «персона», что означало маску актера в театре, со-
циальную роль и человека как некое целостное существо, осо-
бенно в юридическом смысле.

Нужно отметить, что в восточных языках (китайском,
японском) понятие личности связывается не только и не
столько с лицом человека, но и со всем телом.

Как в восточном, так и в западном мышлении сохране-
ние своего «лица», т. е. личности — это категорический им-
ператив человеческого достоинства, без чего наша цивили-
зация потеряла бы право называться человеческой.

Человек в различных вариантах индивидуализма пони-
мается как противостоящий миру в целом, а его сознание —
как единственная реальность, что логически ведет к субъек-
тивизму и солипсизму.

Индивидуальность — не просто «атомарность» челове-
ка, скорее характеристика его единичности и своеобразия,

выводящего за рамки этой единичности.

их этических проблем.

В последние годы большое внимание уделяется так на-
зываемой пренатальной общности, т. е. формированию осо-
бых отношений между матерью и плодом.

многие предпосылки личностного раз-
вития.закладываются еще во внутриутробном периоде, что
требует соответствующего осмысления в рамках определен-
ного мировоззрения.

«Кризис рождения» имеет не только физиологическое
значение, но во многом определяет параметры психической
деятельности взрослого человека.

Итак, новорожденный уже выраженная, яркая индиви-
дуальность, и каждый день его жизни увеличивает потреб-
ность в многообразных реакциях на окружающий мир.

Дальнейшее развитие личности связано с «прохождени-
ем» других возрастных периодов и, с другой стороны,— с
особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и
юношей.

Выделяют, прежде всего, так называемую физическую
личность
или физическое Я. Это тело, или телесная органи-
зация человека', самый устойчивый компонент личности, осно-
ванный на телесных свойствах и самоощущениях.

Социальная личность складывается в общении людей,
начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По
сути дела она предстает как система социальных ролей че-
ловека, в разных группах, мнением которых он дорожит.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень,
ядро нашего «я»> на котором держится все. Это внутренние
душевные состояния, отражающие устремленность к опре-
деленным духовным ценностям и идеалам.

Выделение физической, социальной и духовной лично-
сти (так же как и соответствующих потребностей) носит до-
статочно условный характер. Все эти стороны личности об-
разуют систему, каждый из элементов которой может на
разных этапах жизни человека приобретать доминирующее
значение.

Выделяют несколько крупных социальных типов лично-
сти,
которые прослеживаются на всем историческом пути
развития человечества.

Первый тип — «деятели»· — охотники и рыболовы, во-
ины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и
геологи, медики и педагоги и менеджеры и т. д.

Второй тип — мыслители. Это люди, которые, по словам
Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться
и торговать (как на Олимпийский играх), а смотреть и раз-
мышлять.

Третий тип — люди чувств n эмоций, которые остро
чувствуют, как «трещина мира» (Г. Гейне) проходит через
их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искус-
ства, гениальные прозрения которых зачастую опережают
самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов.

Четвертый тип — гуманисты и подвижники, отличающие-
ся обостренным чувством ощущения душевного состояния
другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая ду-
шевное и телесное страдание.

В основных культурах и цивилизациях Земли сложи-
лись определенные типы личностей, отражающие особенно-
сти Востока и Запада.

Становление личности шло через этапы сознания чувств
страха и стыда (античное общество), любви к Богу, грехов-
ности человека и корпаративной морали (феодальный мир)
и, наконец, утверждения самоценности человеческой инди-
видуальности и появления феномена отчуждения в Новое
время.

Таким образом, в основе христианского учения о лично-
сти лежит представление о совпадении всеобщего (Бога) с
индивидуальным (человеком), что содержится в тайне фе-
номена Богочеловека (Христа). Именно в личности Христа,
в тайне соединения в нем двух природ — божественной и
человеческой — содержится сущность христианского пони-
мания личности человека. Путь стяжания благодати пред-
ставляется кардинальным направлением жизни человека.

В исламской модели личности главное — строгое и без-
укоризненное выполнение воли Аллаха. Права Бога рассмат-
риваются шариатом как основные и предшествующие всем ос-

тальным.

Для личности, воспитанной в духе буддийской тради-
г^ш,
главным является осознание четырех «благородных»
истин и готовность следовать «восьмеричному» пути дости-
жения просветления.

Причиной страданий является «жажда» жизни, когда
человеческое «я» стремится бесконечно удовлетворять свои
желания, все время будучи привязанной к людям, вещам и
обстоятельствам.

Наконец, четвертая «истина пути»· содержит описание
восьми ступеней, на которых последовательно осуществля-
ется контроль за сферой позиания, поступками и, наконец,
обосновывается буддийская психотехника (самадхи).

Таким образом, в рамках трех мировых религий можно
выделить и разные типы личности и пути ее совершенство-
взпия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: