Проблемы жизни и смерти в духовном опыте
Свобода личности и ответственность
Свобода -- одна из основных философских категорий,
характеризующих сущность человека и его существование,
состоящие в возможности личности мыслить и поступать в
соответствии со своими представлениями и желаниями, а не
вследствие внутреннего или внешнего принуждения.
Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк —
от полного отрицания самой возможности свободного выбора
(в концепциях бихевиоризма) до обоснования «бегства от
свободы» (Э. Фромм), в условиях современного цивилизо-
ванного общества.
Свобода воли — понятие, означающее возможность бес-
препятственного внутреннего самоопределения человека в
выполнении тех или иных целей и задач личности.
тью отдающей себе отчет в своих действиях и поступках.
В истории философской мысли воля трактовалась двоя-
ко: во-первых, как следствие природной или сверхприрод-
ной детерминации (Бог, Абсолют),'во-вторых,— как само-
полагающая сила, определяющая весь жизненный процесс
человека (Шопенгауэр, Ницше).
|
|
Чтобы понять сущность феномена свободы личности,
нужно разобраться в противоречиях волюнтаризма и фа-
тализма, определить границы необходимости, без которой
немыслима реализация свободы.
Волюнтаризм - это признание примата воли над дру-
гими проявлениями духовной жизни человека, включая
мышление.
Фатализм, напротив, предопределяет изначально весь
ход жизни человека и его поступки, объясняя это то ли судь-
бой (в мифологии и язычестве), то ли волей Бога (в христи-
анстве и исламе), то ли детерминизмом замкнутой системы,
Таким образом; свобода — это сложнейший и глубоко
противоречивый феномен жизни человека и общества,
имеющий величайшую притягательность и являющийся в то
же время-тяжким бременем.
Духовные ценности - это своеобразный духовный ка-
питал человечества, накопленный за тысячелетия, который
не только не обесценивается, но, и как правило, возрастает.
Бурные социальные потрясения, появление возможности
самоуничтожения человечества, возникновение глобальных
проблем, компьютерная революция — все это до предела
обострило традиционные проблемы систем духовных ценно-
стей.
Жизнь и смерть — вечные темы духовной культуры че-
ловечества во всех ее подразделениях. О них размышляли
пророки и основоположники религий, философы и морали-
сты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики.
Смерть и потенциальное бессмертие — самая сильная при-
манка для философствующего ума, ибо все наши жизненные
дела должны так или иначе соизмеряться с вечным.
|
|
, если в другом он исчезает.
Осознание единства жизни человека и человечества со
всем живым на планете, е ее биосферой, равно как и потен-
циально возможными формами жизни во Вселенной имеет
огромное мировоззренческое значение.
Христианское понимание смысла жизни, смерти и бес-
смертия исходит из ветхозаветного положения: «День смер-
ти лучше дня рождения» (Экклезиаст) и новозаветной запо-
веди Христа: «...я имею ключи от ада н смерти».
Другая мировая религия — ислам - исходит из факта
сотворенпости человека волей всемогущего Аллаха, который
прежде всего милосерден.
Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значи-
тельно отличается от христианского и мусульманского. Са^
Будда отказывался отвечать на вопросы: бессмертен ли по-
знавший истину или смертен он?, а также: может ли познав-
ший быть смертным и бессмертным одновременно?
Одной из особенностей XX в. является
то, что гуманизм и гуманные отношения между людьми явля-
ются основой и залогом выживания для человечества.