Общество как саморазвивающаяся система

То обстоятельство, что общество представляет собой
сложную систему, развивающуюся на своей, собственной
основе, не отвергалось и не отвергается практически никем
из мыслителей прошлого и настоящего.

Характер объединения элементов в систему трактуется в
соответствии с тем или иным способом объяснения сущно-
сти человека и его истории. Поэтому основной системообра-
зующгш фактор может быть усмотрен, как уже отмечалось,
либо в материальных, либо в духовных связях людей.

Для анализа сущности системной организации общества
следует, прежде всего, попытаться соотнести это понятие с
системными закономерностями природы, с теми предпосыл-
ками, на базе которых возникает культура и цивилизация.

Необходимо обозначить принципиальные различия сис-
темной организации животных сообществ и человеческого
общества при несомненном наличии генетической преемст-
венности.

В отличие от природы, культура -- это то, что созда-
ло и создается человеком как материальное, так и духов-
ное.

Культура — это природа, обработанная особым, челове-
ческим образом в целях удовлетворения тех или иных по-
требностей. Но культура не сводима к вещам, произведенным
человеком, а распространяется и на общественные отноше-
ния, и на продукты духовного производства.

Мир культуры включает в себя, таким образом, и про-
цесс, и результат человеческого деятельности,
направлен-
ной как вовне, так и внутрь человека. Внешний слой куль-
туры является для человека по сути дела такой же объек-
тивной реальностью, как и мир неизменной природы и
Космос.

В эволюции общества прослеживаются три основные
формы передачи культурного наследия,
без чего немысли-
мо само его существование. Первая передача образцов тех-

пологий деятельности по принципу: «делай, как я». Эта
древнейшая форма передачи знаний, умений и навыков от
учителя к ученику воспроизводится на протяжении всей ис-
тории. Ее достоинством является живое общение с автори-
тетом, использование в обучении механизма подражания
действиям.

Вторая форма — передача опыта не прямо, а с исполь-
зованием норм, предписаний и запретов.
Здесь упор дела-
ется на устную или письменную традицию, передаваемую от
поколения к поколению в виде формулы: «делай так». Она
может носить характер не только предписания, но и абсо-
лютного запрета, как например гиппократовский принцип в
медицине: «Не вреди».

рмы, исходя из своих императивов культуры.

Еще более сложна третья форма передачи культурного
наследия — аксиологическая, когда, наследуются идеалы и
ценности, облекаемые в те или иные принципы. Проблема
идеала в обществе необычайно сложна, ибо любой идеал и
любая ценность самопротиворечива и содержит в себе свое
отрицание.

Итак, можно обозначить первый-источник саморазвития
общества, а именно противоречия природной и культурной
организации человека и его сообществ.

Демографический процесс — сложнейшая система, ибо
воспроизводство поколения зависит от такого количества фак-
торов, что далеко не всегда их может охватить современная
наука.

Выделяют
несколько ведущих мотивов и стимулов деятельности.

Во-первых, поддержание собственного существования,
выживание индивида. Такая ситуация складывается у геро-
ев различных «робинзонад», оставшихся один на один с
природой.

Во-вторых, продолжение жизни рода

В-третьих, удовлетворение самой потребности в труде,
труд ради творчества, приносящий радость и ощущение
полноты бытия.

В-четвертых, борьба с другими людьми за присвоение
продуктов труда или ради помощи людям.

Рассмотрение данного вопроса с необходимостью влечет
за собой философский анализ понятий собственности и
эксплуатации, труда и капитали.

Понятие «собственность* возникает тогда, когда у че-
ловека появляется право распоряжаться принадлежащими
ему вещами, включая и продукты духовного производства.

Сфера мышления и сознание понимается как результат
процесса отражения объективных процессов мира. Маркси-
стская философия рассматривав гея как синтез диалектики и
материализма (диалектический материализм) в неразрыв-
ном единстве с историческим материализом

Способ производства -- одно из ключевых понятий марк-
систской концепции сущности общества и исторического про-
цесса, понимаемое как единство производительных сил и про-
изводственных отношений в ходе создания материальных
благ.

Поэтому вопрос исторического самодвижения, несмотря
на многовековые попытки решить ее, остается во многом от-
крытым как для науки, так и для практики. Определенный
вклад в ее решение может внести анализ общества в аксио-
логическом и историческом измерениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: