Человек и космос
Продолжая начатый в предыдущей главе раКосмос — понятие,
впервые введенное Пифагором для обозначения упорядо-
ченного единства мира, в противоположность Хаосу
Соотношение человека и Космоса в истории философ-
ской мысли понималось по-разному. Со времен Птолемея
доминировали геоцентризм и антропоцентризм, сменившпе-
ся в XVII в. космоцентризмом.
Взаимоотношения природы и обгцества - вечная и всегда
актуальная проблема философии и всего гуманитарного знания.
Еще в 1868 г. французский ученый Э. Реклю ввел по-
нятие «биосфера» для обозначения «живой» оболочки
Земли, слоя животных и растений.
По сути дела, планета н ее живая оболочка (включая
человечество) — единая система, подчиняющаяся ритмике
солнечной активности и других космических воздействий.
весь комплекс глобальных проблем (и
острейшая из них — экологическая) уже сейчас является
ведущим императивом для поведения человечества.
В этом плане привлекают внимание контуры новой ци-
вилизации и нового мышления, способного вырваться из по-
рочного круга неразрешимых сейчас проблем.
Глава VII
Понятие «общество», «общественный», «социальный»,
чрезвычайно распространены, хотя их смысл часто оказыва-
ется весьма многозначным и недостаточно ясным. Прежде
всего необходимо различать термины «общность»· и «об-
щество».
Латинский глагол «социо» означает соединить, объеди-
нить, затевать совместный труд. Отсюда первоначальное
значение понятия «общество» — общность, союз, сотрудни-
чество. Аристотель называл человека «политическим живо-
тным», подразумевая, что только люди способны добро-
вольно и сознательно объединиться в общество.
Понятие «общество» -следует отличать от понятия
тарод», «наг1,ия» и «государство». Народ — это форма об-
щности людей, связанных, прежде всего, языком и культу-
рой (отсюда древнеславянское «языцы»), а также проис-
хождением. Нация — это форма организации жизни одного
народа (или нескольких близких), связанная с государст-
венностью, экономическими, политическими и духовными
отношениями людей. Государство — основанное на праве и
законе, форма организации жизни народов и наций, про-
дукт исторического развития человеческой цивилизации.
Разумеется, что все эти понятия взаимно пересекаются и
обусловливают понимание друг друга.
Необходимо также различать философский и обгиесо-
циологический подходы к изучению общества. При всей их
общности, обусловленной общностью объекта изучения —
общества, есть и различия.
Итак, чтобы понять феномен общества, необходмо уяс-
нить противоречия человека как социального «атома», а да-
лее разобраться в характере закономерностей, объединяю-
щих людей в некое единое целое, в общественный «орга-
низм». В принципе выделяются три основных подхода к
объяснению этих связей и закономерностей.