Психологический эксперимент и естественно-научный

Репрезентативность данных и объективность метода

Теплов, «Об объективном методе в психологии»: обоснование необходимости различать типа данных и объективности как критерия целостной организации и результатов исследования. Не следует искать психологическое содержание для имеющихся наукообразных терминов, п нужно стремиться раскрывать в психологических терминах многообразие психологической реальности

Теплов ввел новый критерий объективности – критерий соответствия выбираемых показателей (методик) гипотезе и цели исследования. Это и оценка репрезентативности данных, и обоснование показателей в качестве психологических независимо от уровня их объективации

Психологическими могут выступать не только переменные, репрезентирующие внутренний мир человека, но также внешние факторы, если они закономерным образом влияют на психологически реконструируемые базисные процессы

В какой степени психологическое экспериментирование специфично по отношению к схемам экспериментов, сложившихся в естествознании?

1) «Психологический эксперимент невозможен»

2) «Психологический эксперимент повторяет парадигму естественно-научного эксперимента»

Психологический эксперимент: + общенаучные нормативы экспериментального исследования (организация воздействий на изучаемый процесс, гипотетико-дедуктивная логическая координация теории и эмпирии и пр.). П/э как частнонаучный метод базируется на других представлениях о законе, другого типа теориях, других схемах размышления, разработанных применительно к психологическому знанию

Формальное планирование: специально оговариваются принятые допущения. Содержательное планирование: не сводится к нормативам проверки естественно-научных гипотез

Поведенческий эксперимент: в начале ХХ века был нацелен на приближение к нормативам проверки гипотез в естествознании. Но уже в бихевиоризме + проблема психологических реконструкций

Общее при реализации экспериментального метода: психолог воспринял все те аспекты отношения к субъективной реальности как к предмету изучения (М. Полани – личностное знание; К. Поппер – иррациональная вера в возможности человеческого разума)

Профессиональное мышление психолога: предметно задано, включает общие схемы рассуждений, реализуется в рамках конкретных исследований

Специфика психологического эксперимента:

· Особенности понимания изучаемой психологической реальности

· Выделение переменных, статус которых определен в методическом арсенале психологии

· Очерчивание сферы специальных знаний по планированию психологического эксперимента, его проведению, интерпретации

· => Психологический эксперимент невозможно рассматривать как естественно-научный эксперимент

· Попытка обоснований психологических объяснений

Поведенческий эксперимент:

· Психологизация выводов неадекватна в силу направленности гипотез на процессы и объяснительные схемы

Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД: ГИПОТЕЗЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ

3.1. Предмет исследования и психологические гипотезы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: