Познавательная ситуация, предмет исследования и закон в психологии

Развитие представлений о предмете психологии → развитие понимания психологического закона. Принятие классического идеала рациональности, сформировавшегося в рамках естественных наук. Гипотетико-дедуктивный метод: проверка каузальных гипотез => Включение в психологию методологии проверки гипотез как звеньев, связывающих теоретические построения предмета и эмпирически поучаемые данные

Идея причины как воздействия + идея закона как всеобщей необходимости или скрытой сущностной причины = Причинно-следственный вывод как научный вывод о каузальных взаимоотношениях между явлениями

Законы стали выражаться в виде теоретических гипотез/теорий

Классическая наука: причина заложена в необходимости, связываемой с проявлением закона. Закон как логическая координация, с другой стороны – проявление необходимости в связи с причинно-действующими условиями, где в качестве воздействия выступает управляемый исследователем фактор – НП. Фиксация следствий действия этого фактора – основа реконструкций закона

Познавательная ситуация = познавательная трудность (разрыв между сформулированной в науке проблемой и имеющимися в науке средствами) + предмет исследования + требования к продукту + средства организации и реализации научного исследования (по Юдину)

Предмет исследования включает в себя объект изучения, рассмотренный сквозь призму исследовательской задачи и систему средств ее решения – методологичексих и операционализированных, включая и последовательность их применения

Предмет как сторона или аспект объекта, который непосредственно вычленяется в нем сквозь призму проблемы

Объект исследования – та область непосредственно наблюдаемой реальности, для которой выявлены устойчивые и необходимые вязи между отдельными ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций

Объект – это построенное в соответствии с используемой методологией предположение об изучаемой психической реальности

Коннилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии (стр. 26 – 28, 86 – 90)

1.6. Понятия объекта и предмета научного исследования (познавательная ситуация)

Познавательная ситуация = познавательная трудность (разрыв между сформулированной в науке проблемой и имеющимися в науке средствами) + предмет исследования + требования к продукту + средства организации и реализации научного исследования

Предмет исследования = объект изучения + исследовательская задача + система методологических средств + последовательность применения методологических средств

Упрощенная интерпретация: предмет – аспект или сторона объекта, который непосредственно вычленяется в нем сквозь призму проблемы

Объект исследования – та область непосредственно наблюдаемой реальности, для которой выявлены устойчивые и необходимые связи между отдельными ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций

Для построения объекта необходимо также отделить его содержание, независимое от познающего субъекта, от формы отражения этого содержания

Средства исследования – фундаментальные понятия науки, с помощью которых расчленяется объект исследования и формулируется проблема, принципы и методы изучения объекта, средства получения эмпирических данных, включая технические средства

Один и тот же объект может входить в предмет разных исследований и даже – разных наук

Эмпирическая область – совокупность научных фактов и описаний, на которых развертывается предмет исследования

Этапы исследовательского движения: постановка проблемы, построение и обоснование предмета исследования, построение теории и проверка полученных результатов

3.5. Современные представления о теоретических и эмпирических методах в психологии

Теоретические и эмпирические ветви психологии не стоит противопоставлять, это разные методы проверки теоретических гипотез. Из цель – получение научного психологического знания (формулирование психологических законов, выявление эмпирических закономерностей, на их основе – проверка теоретических обобщений)

Классификация теоретических методов (по Дружинину):

· Дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный) – от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат – теория, закон

· Индуктивный – обобщение фактов, от частного к общему. Результат – индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация

· Моделирование – конкретизация метода аналогий, «трансдукция», умозаключения от частного к частному, в качестве аналога сложного объекта – более простой или доступный исследованию. Результат – модель объекта, процесса, состояния

Метод – путь познания, способ сбора эмпирических данных

Методика – способ, техника фиксации психологических показателей и управления ими

Различия методов:

· По гипотезам:

o Описательные и объяснительные

o О развитии

o Каузальные

o О связях между переменными

o Количественные

· По отношению к изучаемым процессам:

o Активное (вмешательство)

o Пассивное (констатация)

Наблюдение, психологическое измерение(все три – как средства получения психологических знаний в исследовательских целях), психологический эксперимент, методы психодиагностики, квазиэксперимент (эксперимент с ограничениями в формах контроля за переменными)

Эксперимент предполагает активное вмешательство в изучаемые процессы и явления, при этом реализуется выполнение условий причинного вывода + психологическая реконструкция с опорой на теоретические положения

Экспериментальный метод предполагает верификацию (опытную проверку) и фальсификацию гипотез (отвержение гипотезы как несоответствующей опытным данным)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: