double arrow

Маржинальный подход к изучению экономических явлений. Полезность блага


Элементы теории предельной полезности

При анализе экономических явлений, часто рассматривают предельные величины (предельная выручка, доход, полезность, производительность и т.д.). То есть проводится сопоставление дополнительных «выгод» Y по сравнению с дополнительными «затратами» X, а не суммарных величин Y и X этих показателей. Предельные величины при этом называют маржинальными, а предложенный подход к их изучению – предельным анализом или маржинализмом.

Теория предельной полезности как научная дисциплина была создана в последней трети XIX века одновременно и независимо друг от друга тремя учеными:

- Стенли Джевонс (Англия) в 1871 году издал книгу «Основы политической экономии», где сформулировал и дал математическое описание закона убывающей предельной полезности;

- Карл Менгер (Австрия) в 1871 году в труде «Основы политической экономии» словесно сформулировал идеи теории предельной полезности;

- Леон Вальрас (Швейцария) в 1874 году в работе «Элементы чистой экономической теории» дал математическое описание экономических явлений и процессов.

и получила дальнейшее развитие в трудах Ф. Эджуорта (1845-1926), А. Маршала (1842-1924) и др.




Отвлекаясь от конкретного экономического характера рассматриваемой величины, будем рассматривать в общем экономические «блага». Так, под благами можно понимать: товары (пищу, одежду, обувь, автомобили и т.д.); услуги (почты, парикмахерской, общественного транспорта и т.д.).

Полезность блага есть его способность удовлетворять потребности людей. Различают две формы полезности блага: объективную и субъективную. Объективная полезность блага – это совокупность его свойств, которые способны удовлетворять определенные потребности человека – потребителя этого блага. Субъективная полезность блага – это желаемость его приобретения потребителем в рассматриваемой ситуации. Так рассматривает благо маржинализм.

Благо обладает субъективной полезностью, если: благо обладает объективной полезностью и благо является редким (дефицитным). Например такие блага как воздух, вода, хлеб и др. обладают колоссальной объективной полезностью, но не являются дефицитными. Поэтому их субъективная полезность мала. Далее будем рассматривать субъективную полезность блага U (utility), которая определяется следующими факторами: 1. потребительскими свойствами блага; 2. личными предпочтениями потребителя (его убеждениями, привычками и т.п.); 3. условиями потребления данного блага (цена блага, уровень дохода потребителя, наличием взаимозаменяемых благ и т.д.).







Сейчас читают про: