Решение двухкритериальной стохастической задачи стоимости товаров в торговых центрах

Вернемся к задаче, описанной в п. 5.4 формулами (5.22), (5.24), (5.27), (5.26), (5.23). Для определения компромиссного значения цены х объединим задачи (5.22) и (5.26) в задачу максимизации векторного критерия вида

, (6.15)

компоненты которого вычисляются по формулам:

; (6.16)

. (6.17)

В данной задаче у этих целевых функций отсутствует точка экстремума, однако, их свертка (6.15) имеет ярко выраженный максимум (рис. 6.5).

Отметим, что сформулированная задача относится к классу задач оптимального управления в среднем. В данной работе как развитие рассматривается многокритериальная оптимизация решений в среднем.

Построим линейную свертку критериев:

, (6.18)

где – параметр свертки.

Паретооптимальные решения задачи (6.18) будем формировать путем решения однокритериальной параметрической задачи оптимизации вида:

. (6.19)

Подставляя в формулу (6.18) выражения (6.16) и (6.17), имеем

.  

Используя необходимые условия экстремума этой функции, получаем:

. (6.20)

Значение второй производной

 

при и > 0 говорит о существовании максимума функции (6.18) в точке (6.20).

Удовлетворения ограничения (5.23) при решении задачи (6.15) будем добиваться путем использования в расчетах определенных значений параметра свертки . Подставляя выражение (6.20) в неравенство (5.23) и разрешая его относительно a, получаем, что при использовании формулы (5.20) значения параметра a должны принадлежать интервалу , где

. (6.21)

Построим оптимальные по Парето решения в пространстве критериев и . Подставляя (6.20) в выражения (6.16) и (6.17), имеем:

. (6.22)

Исключая из этих выражений параметр a, получаем в пространстве критериев зависимость вида:

, (6.23)

приведенную на рис. 6.6.

Для упрощения процесса принятия решения по цене в паретооптимальном множестве решений в пространстве критериев предлагается построить так называемую «идеальную» точку, не принадлежащую множеству эффективных точек. Координаты «идеальной» точки определяются из выражений

; .

Затем найти точку , наиболее «близкую» к «идеальной» точке , решив задачу

.

Таким образом, формирование паретооптимальных значений розничной цены на рассматриваемый товар осуществляется по следующему алгоритму:

10. По заданным значениям , , и по формулам (6.21) вычисляются значения границ интервала варьирования параметра свертки a.

20. Формируется требуемая сетка значений этого параметра

.  

30. Для каждого значения , по формулам (6.20) и (6.22) вычисляются значения цены , среднего дохода и дисперсии дохода , таблица значений которых выдается ЛПР (маркетологу) для принятия решения по конкретному значению розничной цены в ТЦ.




double arrow
Сейчас читают про: