Влияние на устойчивость электропривода напряжения сети.
Рассмотрим влияние напряжения сети на устойчивость электропривода переменного тока.
При глубоких провалах напряжения сети работа асинхронного двигателя становится неустойчивой – двигатель может опрокинуться.
Под опрокидыванием понимают аварийный режим асинхронного двигателя; при котором он останавливается или реверсирует. Условие опрокидывания такое:
М'
< М
,
где М'
- критический момент двигателя при пониженном напряжении;
М
- статический момент механизма.
Иначе говоря, опрокидывание наступит, если критический момент двигателя станет меньше статического момента механизма.
Напомним, что критический момент асинхронного двигателя пропорционален квадрату напряжения:
М
= с
,
где U
и f
- соответственно напряжение и частота тока питающей сети.
Отсюда следует, что при допускаемом Правилами Регистра провале напряжения сети, равном 15% (U' = 0,85 U
), новое, пониженное значение критического момента составит
М'
=
М
= (0,85)
М
= 0,7225 М
≈ 0,7 М
.
Последствия опрокидывания зависят от характера статического момента механизма, а именно:
1. при реактивном статическом моменте двигатель останавливается и переходит в режим стоянки под током (насосы, вентиляторы);
2. при активном статическом моменте двигатель вначале останавливается, затем реверсирует и под действием веса начинает разгоняться в направлении на спуск с возрастающей скоростью (грузоподъемные механизмы и якорно-швартовные устройства).

Рис. 8.11. Переходные процессы при опрокидывании двигателя: а – при реактивном статическом моменте (насос, вентилятор); б – при активном статическом моменте (лебедка, брашпиль)
Рассмотрим процесс опрокидывания двигателя при реактивном моменте механизма (рис. 8.11, а).
До провала напряжения двигатель работает на естественной механической характеристике (ЕМХ) в точке А с постоянной скоростью ω
.
При провале напряжения двигатель переходит из точки А на ЕМХ в точку В на искусственной механической характеристике (ИМХ). Скорость электродвигателя не успевает измениться вследствие инерции движущихся частей электропривода, поэтому в точке В скорость такая же, как и в точке А.
Поскольку в точке В момент двигателя М
меньше момента механизма М
, двигатель начинает уменьшать скорость до точки С. В этой точке критический (максимальный) момент двигателя М'
< М
, поэтому двигатель продолжит уменьшать скорость до точки Д.
В этой точке двигатель остановится и будет стоять под током с моментом короткого замыкания М
до тех. пор, пока не сработает тепловая защита.
Механизмы с активным статическим моментам (грузовые лебёдки, брашпили) при опрокидывании реверсируют под действием веса груза или якоря.(рис.8.11, б).
Переходный процесс при провале напряжения сначала протекает так же, как в предыдущем случае.
Однако после перехода двигателя в точку Д, двигатель не остановится, а сразу же реверсирует и станет разгоняться в обратном направлении (точки F
, F
, F
). Поскольку знак электромагнитного момента двигателя не изменился, т.е. направлен в сторону подъёма груза, двигатель перейдёт в режим тормозного спуска и будет стараться уменьшить скорость спуска груза.
Однако при этом скорость спуска груза будет непрерывно увеличиваться. Это объясняется тем, что величина тормозного момента двигателя по мере перехода из точки F
в точку F
и далее в точку F
непрерывно уменьшается (М
< М
< М
).
Если электродвигатель своевременно не отключить от сети и не затормозить механическим тормозом, это приведёт к аварии.






