double arrow

Статический и динамический моменты

Механическая часть ЭПротор (якорь) ЭД, элементы механической передачи (редуктор); ИО рабочей машины.

Движение механической части ЭП подчиняется законом механики. Рассмотрим простейшую схему ЭП:

ЭД вращает точильный круг, находящийся на валу.

М – момент на валу ЭД (вращающий);

Мс – момент сопротивления ИО (создается за счет срезания слоя металла с затачиваемого инструмента) – статический момент.

Статические моменты бывают:

Активный Мс – действует всегда в одном направлении независимо от того, находится ли система в покое или движется в ту или иную сторону.

Например: момент висящего груза (см. рисунок 2.2).

Реактивный Мс – действует только при движении и направлен всегда против движения (см. рисунок 2.3).

Например: момент, создаваемый силами трения, обусловленный резаньем металла.

Чтобы ЭП вращался момент двигателя М должен преодолевать статический момент Мс. Если М≠Мс, то возникает динамический момент:

, где – угловое ускорение.

J = m?r2 [кг?м2] – момент инерции всех вращающихся масс (m – масса тела, r – радиус инерции); J характеризует инертность привода.

Иногда в справочниках указывается не момент инерции J, а маховый момент (Mм) – произведение веса тела на диаметр инерции:

Mм=G·D2 [кг?м2], где G – вес.

, если GD 2 в [кг?м2],

, если GD 2 в [Н?м2]

2.2 Уравнение движения электропривода

1) M>Мс, тогда (+), → (+), → ускорение ЭП (скорость ω ↑)

2) M=Мс, тогда =0, → ω=const (частный случай ω=0), → ЭП вращается с постоянной скоростью;

3) M<Мс, тогда (-), → торможение ЭП (ω ↓)

В общем виде уравнение имеет вид:

"+" в том случае, когда момент направлен согласно, "–" – когда против движения.

1)

Например: передвижение моста/тележки крана.

2) – электрическое торможение механизма.

Например: при переключении фаз момент у ЭД тормозной

3)

Например: тормозной спуск тяжелых грузов. ЭД включен на подъем, а тяжелый груз опускается (см. рисунок 2.4 а).

4)

Например: ЭД включается на спуск легкого груза (силовой спуск – см. рисунок 2.4 б).

2.3 Механические характеристики

Эксплуатационные свойства ЭП зависят от соотношения момента и скорости движения ИО.

Зависимости ω= f (Mc), n= f (Mc) – называются механическими характеристиками производственного механизма (рисунок 2.5):

1 – Mc = const (брус на барабане)

2 – Mc ~ ω (генератор постоянного тока с независимым возбуждением, работающий на R=const)

3 – Mc ~ ω2 (вентиляторы, компрессоры)

Зависимости ω= f (Mc), n= f (Mc) – называются механическими характеристиками ЭД (рисунок 2.6).

1 – Синхронный двигатель;

2 – ЭД постоянного тока независимого возбуждения;

3 – ЭД постоянного тока последовательного возбуждения;

4 – Асинхронный двигатель;

Если графики 2.5 и 2.6 совместить, то получим точку установившегося режима.

В точке А (рисунок 2.7) Мс=М, значит это точка установившейся работы (со скоростью ωуст)

2.4 Жесткость характеристики

На рисунке 2.8:

1 – абсолютно жесткая (СД)

2 – жесткая (ДПТ НВ, АД)

3 – мягкая (ДПТ ПВ, АД с добавочным сопротивлением в цепи ротора)

4 – абсолютно мягкая (груз на валу)

2.5 Приведение статических моментов и моментов инерции

Элементы механической части ЭП связаны между собой и оказывают друг на друга воздействие.

Приведение пересчет входящих в уравнение движения сил, моментов, масс, моментов инерции к элементу, движение которого рассматривается (чаще к валу ЭД).

Для расчетов реальную систему (ЭД, редуктор, барабан, груз – см. рисунки 2.10, 2.12, 2.13) приводят в простейшую (см. рисунок 2.9, 2.11).

ПИМ – приведенный исполнительный механизм.

Условия приведения.

1) при данной скорости вращения ЭД мощность, требуемая ПИМ должна быть равна мощности реальной системы;

2) при данной скорости ЭД запас кинетической энергии ПИМ должен быть равен реальной системы.

I. Приведение Мс:

1. Вращательное движение ИМ.

P111 – мощность на валу двигателя

P222 – мощность, требуемая на валу ИМ

С учетом потерь: P1= P2 р

где ηр КПД редуктора

i – передаточное число i = ω12

– формула приведения момента сопротивления

2. Поступательное движение ИМ.

Р2= mgv – мощность, требующаяся для подъема груза

Pэд11 – на валу ЭД

С учетом потерь:

Приведенный момент сопротивления

, где – радиус приведения

3. Двигатель через редуктор вращает барабан и поднимает груз.

,

где – радиус приведения

4. Спуск тяжелых грузов.

Опускание происходит за счет веса груза. Чтобы скорость была постоянной, ЭД должен развивать тормозящий момент. Энергия передается от груза к валу двигателя (т.е. наоборот), → ЭД развивает меньший момент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: