Принципиальная схема управления электроприводом осушительного насоса
Основные сведения
Осушительные насосы предназначены для удаления воды, стекающей в осушитель
ные колодцы машинного отделения с деки – металлической палубы, расположенной выше второго дна.
Вода на деку попадает в результате конденсации нагретого воздуха машинного от-
деления при его соприкосновении с холодными бортами, а также в результате утечек забортной и пресной воды из трубопроводов различных судовых систем – балластной, охлаждения главного и вспомогательных двигателей и т.п.
Таким образом, осушительные колодцы не дают стекающей на деку воде свободно
перемещаться по деке и вызывать опасный крен судна.
В машинном отделении любого судна таких колодцев – 4, по 2 в носу и корме. Такое расположение обеспечивает накопление воды в колодцах при любом положении корпуса судна, например, при крене на любой из бортов или дифференте (наклоне) на нос или на корму.
Рис. 11.5. Принципиальная схема автоматического управления электроприводом осушительного насоса
|
|
Элементы схемы
В силовой части схемы показаны:
1. А, В, С – питающие провода;
2. КМ – главные контакты линейного контактора КМ;
3. КК – нагревательные элементы теплового реле, предназначенного для защиты электродвигателя насоса от токов перегрузки;
4. М – асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором.
В схеме управления показаны:
1. переключатель видов управления SA, имеет 2 контакта и может занимать одно из
3-х положений: «выключено» (как на схеме), при котором работа насоса невозможна;
«ручное управление», при котором оба контакта переключаются в верхнее положение; «автоматическое управление», оба контакта переключаются в нижнее положение;
2. кнопки SB1 и SB2 «Пуск», для ручного пуска насоса с двух постов (один пост
рядом с насосом в машинном отделении, второй – в коридоре вне шахты машинного отделения – используется для пуска, если нельзя попасть в машинное отделение, напри
мер, при пожаре);
3. кнопка SB3 «Стоп» в машинном отделении для остановки насоса;
4. SL1, SL2 – контакты реле уровня воды в колодцах; замыкаются при повышении уровня воды в колодце;
5. YV1, YV2 – катушки электромагнитных клапанов на всасывании из колодца ЛБ и ПБ;
6. YV3 – катушка электромагнитного клапана на сливе;
7. SP – контакты реле давления; при нормальном давлении воды на сливе разомкнуты,
при понижении давления до минимально допустимого замыкаются;
8. TV – понижающий трансформатор, для питания катушки сливного клапана YV3;
9. UZ – выпрямительный мостик, для получения постоянного тока катушки YV3;
10. KV – промежуточное реле для сигнализации о том, что насос работает и для включения реле времени КТ1;
|
|
11. КТ1 – реле времени с таймером, выдержка времени – 50 мин, для сигнализации о том, что насос работает дольше 50 мин;
12. КТ2 - реле времени с таймером, выдержка времени – 5-8 с, для сигнализации об
отключении насоса тепловым реле КК или о недопустимом снижении давления воды на сливе;
13. КТ3, КТ4 – реле времени с таймером, выдержка времени – 6-8 с, для исключения
ложных включений насоса при кратковременном повышении воды в колодцах, напри
мер, при качке;
14. FU – предохранители, для защиты цепей управления от токов короткого замыкания.
Для подготовки схемы к работе:
1. устанавливают переключатель видов управления SA в положение «ручное» или
«автоматическое»;
2. включают на распределительном щите автоматический выключатель (на схеме не
показан), при этом на линейных проводах А, В, С появляется напряжение 380 В.
Это напряжение с линейных проводов В и С поступает на первичную обмотку тран
сформатора TV, вследствие чего на вторичной обмотке появляется пониженное напряже-
ние, которое выпрямляется мостиком UZ и подается на катушку сливного клапана YV3, последний открывается.
Из сказанного следует, что сливной клапан открывается с момента подачи питания
на схему и вне зависимости от режима работы насоса – «ручное» или «автоматическое».