Классификация якорно-швартовных устройств
Назначение якорно-швартовных устройств
Якорно-швартовные устройства представляют собой элементы судового оборудова
ния, посредством которых обеспечивается стоянка судна у причала или в заданной части акватории.
Якорно-швартовные устройства предназначены для выполнения следующих опера
ций:
1. отдачи якоря 3-мя способами:
.1. посредством электропривода;
.2. свободным травлением;
.3. свободным травлением с подтормаживанием тормозом цепной звёздочки;
2. стоянки на якоре на тормозе цепной звёздочки;
3. поочерёдного отрыва 2-х якорей с половины расчётной глубины стоянки;
4. одновременного подъёма 2-х якорей с половины расчётной глубины стоянки;
5. обеспечения швартовки судна при отжимном ветре 5 баллов.
Якорные устройства располагаются в носовой части судна, швартовные - в носовой и кормовой. При большом водоизмещении устанавливают дополнительные швартовные механизмы вдоль длины судна.
В зависимости от назначения и расположения тягового органа различают такие виды якорно-швартовных устройств:
1. брашпили;
2. якорно-швартовные лебедки;
3. шпили;
4. швартовные лебедки.
В соответствии с Правилами Регистра, каждое судно должно иметь якорное устрой
ство, рабочий механизм которого состоит из 4-х узлов:
1. редуктора;
2. тормозных средств;
3. основного и вспомогательного грузовых барабанов;
4. муфт переключений;
В качестве редукторов применяются двух-трехступенчатые цилиндрические или червячные редукторы с передаточным отношением i = 180…250 при значении КПД = 0,75…0,85.
В качестве тормозных устройств применяют дисковые фрикционные тормоза, пристроенные непосредственно к электродвигателю, и ленточные тормоза, охватывающие тормозной шкив каждого основного (якорного) барабана.
Основной (якорный) барабан предназначен для перемещения якоря, вспомога-
тельный (швартовный) – для перемещения швартовных канатов.
Муфты переключения предназначены для обеспечения механической связи между
якорными барабанами и остальной частью электропривода ЯШУ.
Если муфта выключена (находится в положении «Разобщено»), то якорные бараба
ны и привод брашпиля разобщены, Поэтому при включении электродвигателя ЯШУ вра-
щаются только швартовные барабаны.
Во включенном состоянии муфты якорные барабаны механически сообщаются с приводом брашпиля, поэтому при включении электродвигателя швартовные и якорные барабаны вращаются одновременно.
В качестве муфт переключения используются кулачковые с ручным переключени-
ем (см. ниже).
Основной (якорный) барабан предназначен для перемещения якорей, вспомога-
тельный (швартовный) – для перемещения швартовных канатов.