double arrow

Кардановая ошибка


Ошибка из-за остаточного собственного ухода ГПК-52 в азимуте.

Ошибки ГПК-52АП.

Причины: остаточная несбалансированность, моменты трения на внутренней оси карданова подвеса, ускорения самолета. Все это приводит к уходу гироскопа в азимуте со скоростью до 2°/час.

Поэтому гирокомпас должен периодически корректироваться по другим измерителям курса.

2. Ошибки из-за несоответствия фактической географической и установленной на пульте управления ГПК.

Установить на приборе фактическую трудно по следующим причинам:

- текущая широта обычно точно не известна.

- шкала широтного потенциометра довольно грубая (цена деления 2°).

Обычно в полете устанавливается некоторая средняя широта двух пунктов маршрута

1 – истинная географическая широта;

2 – установлена на приборе.

Δω=ωз(Sin 2 - Sin 1).

Угол отклонения самолета от линии заданного пути

Приняв дугу линии фактического пути за хорду

Если бы самолет разворачивался в плоскости горизонта без крена γ, то измерение курса ψ происходило бы в той же плоскости.

В реальных условиях измерение происходит не в горизонтальной плоскости, а в наклонной, т.к. ось внешней рамы ГПК вместе с самолетом имеет крен. Эта ошибка порождается кардановым подвесом гироскопа и имеет геометрический характер.




Кардановая ошибка имеет место не только при углах крена γ, но и при углах тангажа .

В связи с тем, что углы транспортных самолетов невелики, не более 150, величина ошибки не превышает 1,50.

4. Послевиражная ошибка

- ωy <0,1÷0,3°/с - главная ось уходит от горизонтального положения, возникает ошибка в определении курса;

- ωy > 0,1÷0,3°/с – горизонтальная коррекция отключается, имеет место собственный уход гироскопа.

Подготовка к полёту.

Использование ГПК-52 требует предварительной штурманской подготовки, при которой намечаются точки коррекции по маршруту и опорные ориентиры могут совпадать. Кроме этого рассчитываются и наносятся на карту азимутальные поправки и магнитные склонения для этих точек, т.к. наносятся через 1-2º долготы.

к проверке ГПК-52 на самолёте приступить через 12-20 мин. После включения;

проверить наличие пломбы на балансировочном потенциометре;

широтным потенциометром установить широту аэродрома;

ручкой задатчика курса «ЗК» на ПУ установить шкалу ГПК-52 последовательно на 8 основных курсов, при этом на каждом курсе разница в показаниях обоих зк-2 и датчиком не должна превышать 2°.

при отклонении ручки «ЗК» вправо шкалы ГПК-52 и ЗК-2 вращаются по часовой стрелке, влево - против.

при отклонении ручки «ЗК» на угол 60° скорость разворота шкалы должна быть не менее 30-95°/мин., а при повороте до упора - не менее 180°/мин.



установить ГПК-52 на курс, индицируемый на КППМ. Через 30 мин. Проверить уход ГПК-52, который должен быть не больше ±1°.

Использование в полёте.

перед выруливанием за 12-20 мин. До взлёта включить ГПК-52;

широтным потенциометром установить широту места, если маршрут

большой протяжённости (более 1000 км.) или среднюю широту, если малой протяжённости.

Примечание: в маршрутном полёте с путевой скоростью 450-460 км/час.

И протяжённостью участка до 1000 км. При полётах с курсами 0° и 180°, и когда имеет место значительное изменение широты, при установке широтного потенциометра на среднюю широту маршрута максимальное боковое уклонение будет на средней широте, но оно не превышает 2 км. После пролёта средней φ по мере подхода к аэродрому посадки оно будет уменьшаться.

установить шкалу ГПК-52 на отсчёте курса по КППМ.

при рулении убедиться, что ГПК-52 реагирует на развороты самолёта.

С этого момента ГПК-52 будет показывать ортодромический магнитный курс (ОМК) относительно аэродрома вылета.

после взлёта над ИПМ вывести самолёт на первый участок маршрута с ОМК=ОЗМПУ+УС.

в полёте вследствие схождения меридианов и изменения магнитного склонения по маршруту между показаниями ГИК-1 и ГПК будет наблюдаться разница, которая называется условным магнитным склонением. Кроме того ГПК-52 имеет собственный уход, который не должен превышать 2°/час.



Для оценки точности работы ГПК-52, в точке коррекции сверить показания ГИК-1 и ГПК-52, пользуясь формулой: МК+ ∆Мусл. = 0МКф.

Сравнить ОМКф. с показаниями ГПК-52 (ОМКр). Разница не должна превышать 1 час. Если соблюдается условие ОМКф -ОМКр=α≤2°с то ГПК-52 работает нормально. Ручкой «ЗК» устранить эту разницу при пролёте точки коррекции. Если указанная разница преышает 2°, то необходимо определить скорость и направление ухода ГПК-52 и принять меры по его устранению. Скорость ухода определяется по формуле: ;

Если ОМКр увеличивался, то широту на широтном потенциометре необходимо уменьшить, если уменьшится, то увеличить. Величина смещения шкалы (на 1º/час. угловой скорости ухода гироскопа) зависит от угловой скорости ухода и широты места.

φ 0-32 33-42 43-60 61-70 71-90
∆φ

Возможность устранения положительной угловой скорости ухода гироскопа в северном полушарии ограничена. Если устранить уход гироскопа при помощи широтного потенциометра не удаётся, (при положительном уходе в высоких широтах) то в этом случае можно определить величину и сторону ЛБУ в намеченной точке по формуле: и принять меры к его устранению.

при подходе к ППМ определить угол разворота. УР=ОЗМПУ 1, ОЗМПУ 2.

Если УР имеет знак « то разворот выполняется влево, если «-» то вправо.

при выполнении разворотов, набора и снижения в ГПК-52 возникает карданная ошибка, которая зависит от величины углов крена и тангажа.

γ,υ 15º 30º 45º
∆γ,∆υ 10º

Во избежание большого уклонения от ортодромической линии пути эволюции в горизонтальной и вертикальной плоскостях выполнять с углами не более 15º

Примечание: запрещается выполнять развороты с кренами более 45º, т.к. ГПК ложится на упор и возникает круговое вращение шкалы. При Vист.=450-460 км/час. и кренах менее 5ºмВК-53РШ не сработает. Это приведёт к возникновению дополнительной погрешности.





Сейчас читают про: