Тема: Власть и влияние

Вопросы:
1. Понятие сласти и влияния. Источник власти. Авторитет. Доверие.
2. Лидерство. Отношения управления менеджера и лидера.
3. Стиль руководства.

1 вопрос:

Власть – способность того или иного лица оказывать влияние на поведение людей с целью подчинения их своей воле.

Власть как организационный процесс:
1. Власть – это потенциал ее пользователя, т.е. она существует не только тогда, когда применяется;
2. Между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;
3. Тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.

Формы власти по Фрейчу Ревину:
1. Власть, основана на принуждении
2. Власть, основана на вознаграждении
3. Экспертная власть
4. Эталонная власть
5. Законная (традиционная) власть

Формы власти по Кабушкину:
утилитарная власть (власть посредством мотивов);
авторитарно-нормативная власть (законная власть);
Объединенная власть (власть группы).

Источники власти:
1. Личностная основа - Экспертная власть (способность влиять с помощью знаний), Власть примера (способность влиять, используя свою харизму), Право на власть (власть в силу занимаемой должности), Власть информации (возможности доступа нужной информации), Потребность во власти (желание влиять на других);
2. Организационная основа – Принятие решения (определяют возможность как субъект, которая может влиять на принятия решений), Вознаграждение (власть основана на вознаграждении), Принуждения (влияние на людей посредством штрафов и т.д.), Власть над ресурсами (доступ к ресурсам), власть связей (ассоциация с каким либо властным человеком).

См. книгу Кабушкина «Основы менеджмента» по 1 вопросу рассказать, законспектировать.

Влияние – это поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого.

Влияние бывает:
Эмоциональное (заражение, подражание)
Рассудочные (внушение, убеждение, просьба, угроза, подкуп, приказ)

Авторитет – заслуженное доверие, которым пользуется руководитель у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе.

Источники авторитета: официальны (в силу должности), реальный (фактическое влияние и доверие к своему руководителю).

Искусственные формирования авторитета не приводят к успеху.! В результате появляется мнимый, ложный псевдоавторитет.

Выделяют след. Разновидности псевдоавторитета:
1. Авторитет расстояния – руководитель думает чем дальше он держится от подчиненного, тем лучше руководство
2. Авторитет доброты – быть добрым ко всем.
3. Авторитет педантизма – мелочная опека над подчиненными, что ведет к понижению творческой инициативы.
4. Авторитет подавления – руководитель прибегает к угрозам.
5. Авторитет высокомерия – высокомерен по отношению к своим подчиненным.

2 вопрос:

Лидерство – это особый тип управленческого взаимодействия (отношений управления) лидера и последователей, при котором последователи сами дают лидеру власть над собой и подчиняются этой власти, а лидер с её помощью побуждает последователей к достижению общих целей.

Эффективное лидерство: Работа по схеме «лидер-последователи», гибкость управления на основе предвидения проблем, объединение интересов людей и организации, формулирование перспективы и общезначимых целей, доверие к людям = доверие к лидеру.

Менеджер Лидер
Администратор Поручает Работает по целям других Основа действий – план Полагается на существующую систему Использует выводы Контролирует Поддерживает движение Принимает решения Делает дело правильно Уважаем подчиненными Инноватор Вдохновляет Работает по личным целям Основа действий – перспективное видение Полагается на людей Использует эмоции Доверяет Дает импульс движению Воплощает решения Делает правильное дело Уважаем последователями

Подходы:
1 Личностный подход (существует определенный набор личностных качеств руководителя, который определяет эффективность руководства)
2 Поведенческий подход (существует один наиболее эффективных стиль руководства, основанный на определённом поведении руководителя)
3 Ситуационный подход (определение влияния различных факторов на действия руководителя в зависимости от управленческой ситуации)

3 вопрос:

Форма выраженной власти руководителя отражают его СТИЛЬ РУКОВОДСТВА, проявляющийся в устойчивых приемах и методах, используемых в процессе управления организацией.

В общепринятой практике менеджмента выделяю три основный стиля руководства:
1 авторитарный (все полномочия руководитель сосредотачивает в своих руках, вся ответственность возложена на руководителя, руководитель принимает и отменяет решения единолично, методы руководства: приказное и волевое давление со стороны руководителя, руководитель навязывает свое мнение подчиненным),
2 демократический (разделение власти и участие в процессе управления, частичное делегирование своих полномочий, ответственность может быть частично разделена с подчиненными, руководитель советуется с подчиненными, методы руководства: обращение к подчиненным за советом, убеждение, руководитель поощряет самостоятельность),
3 либеральный (минимальное участие в управлении, максимальная передача полномочий, стремится уменьшить свою ответственность, руководитель старается избегать принятия решений, методы руководства: просьба, иногда запугивание, уговаривание, руководитель дает возможность полной самостоятельности подчиненного).

Управленческая решетка Блейка-Мутона или Моутана (ГРИД)

Интер.ес к людям   1.9 – управление в духе загородного клуба       9.9 – групповое управление
       
  5.5 – организационное управление
 
             
  1.1 – обедненное управление 9.1 – власть подчинение
 
       
       
                     
  Интерес к работе (забота о производстве)

Патернализм – создание чувства единой семьи (отец семейства)

Оппортунизм – укрепление собственной позиции (карьерный рост)

Фасадизм - манипуляция людьми и скрытие действительных причин и целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: