Лекция 3. Диагностика потенциальных возможностей в развитии коммуникативных и организаторских способностей

Лекция 2

Диагностика потенциальных возможностей в развитии коммуникативных и организаторских способностей

Коммуникативные способности личности характеризуются:

1. Умением легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми

2. Стремлением к расширению сферы общения

3. Стремлением к участию в общественных или групповых мероприятиях удовлетворяющих потребности людей в широком и интенсивном общении.

Организаторские способности характеризуются:

1. Умением влиять на людей для успешного разрешениями ими определенных задач

2. Умением оперативно разобраться в ситуативном взаимодействии людей и направить его в нужное русло

3. Стремление к проявлению инициативы

4. Стремление к выполнению общественной работы

Коммуникативный стиль — это способ с помощью которого строятся коммуникационные связи. Стиль отражает характер взаимодействия объектов и субъектов коммуникаций.

1. «Открытие себя» — характеризуются высокой степенью открытости человека другим лицам, без взаимной ответной реакции.

2. «Реализация себя» - характеризуется эффективной обоюдной коммуникации субъектов взаимодействия.

3. «Замыкание в себе» - характеризуется стремлением изолироваться от коммуникаций, и не дать другим познать себя.

4. «Защита себя» - характеризуется стремлением познать других, оставаясь закрытым для коммуникаций.

5. «Торговаться за себя» - характеризуется умеренной открытостью и умеренной обратной связи в процессе коммуникаций.

История возникновения и развития коммуникации.

  1. Зарождение и развитие коммуникации
  2. Основные теории и методы социальной коммуникации

Зарождение и развитие коммуникации

Первое средство коммуникации в зоне слышимости: речь, вне зоны слышимости: лошадь. Дальнейшее развитие коммуникаций шло параллельно с развитием техники.

1. Ранние средства коммуникации

2. Индивидуальные средства коммуникации (гонцы и т.п.)

3. Массовые средства коммуникации (почта)

4. Скоростные средства коммуникации (телеграф). Внедрение телеграфа существенно увеличило количество участников в коммуникационных связях.

5. Изобретение радио - существенное увеличение скорости коммуникации.

6. Всеобщая телефонизация — в связи с всеобщей телефонизации эффективность коммуникации возросла в 330 раз.

7. Мобильная телефония — увеличение возможностей коммуникации в 5,6 раз.

8. Телевизор.

9. Компьютеры с выходом в интернет.

Основные теории и методы коммуникации

Термин «коммуникация» происходит от communicatio (lat). Термин появился в научной литературе в начале двадцатого века.

В настоящие время понятие «коммуникация» имеет три основных значения:

1. Коммуникация как определенная структура — рассматривается как средство связи различных объектов материального и духовного мира.

2. Коммуникация как общение, в процессе которого люди обмениваются информацией.

3. Коммуникация — передача и массовый обмен информацией, с целью воздействия на общество и его составных компонентов.

Коммуникация в классическом представлении — это субъект-объектная связь, где субъект передает определенную информацию, а объект ее принимает (выступает в качестве пассивного получателя этой информации). При этом объект должен информацию принять (декодировать), должен ее правильно понять, хорошо усвоить и только после этого действовать.

Социальные коммуникации

Социальные коммуникации — это определенный вид социальных связей, на основе направленной передаче информации, позволяющий осуществлять социальное взаимодействие индивидов, социальных групп и других общностей.

Для изучения коммуникаций которые осуществляются между социальными субъектами, для выявления общих представлений, общих интересов, достижения взаимопонимания, применяются термин связи с общественностью.

До середины XX века, социальная коммуникация развивалась в контексте следующих теорий:

1. Бихевиоризм (поведенческая психология, Д. Уотсон) — бихевиористы сводили все общественные явления процессы к взаимодействию между стимулами, воздействующими на человека, и реакциями на них. Закрепление реакция происходило с помощью упражнений.

2. Символичность и интерактционизм (Джон Мидд) — центральным понятием теории Д. Мида является межличностное взаимодействия, представлялось что весь мир сконструирован в виде совокупности процессов взаимодействия, актов коммуникации.

3. Персонализм (К. Ясперс) — Ясперс верил в возможность общечеловеческой коммуникации в пространстве и времени. Его последователями была сформирована концепция «двух сфер человеческого существования». Первая сфера: сфера взаимодействия людей с природой. Вторая сфера: сфера интеракции (межчеловеческого взаимодействия).

4. Экзистенциализм (Альберо Камю) — философия существования, согласно которой подлинное общение между людьми считается невозможным, и единственным способом общения считается единения индивидов, бунте против «абсурдного» мира. Главной сущностью этой теории считается борьба с бессмысленностью бытия.

В конце сороковых годов выделились еще два подхода к изучению коммуникации:

1. Рационалисткий подход (Д. Белл)— основывается на концепции технологического детерминизма — данное направление рассматривает средства информации в качестве стимула и источника социального развития. Беллом разработана «теория информационного общества» (теория постиндустриального общества).

2. Иррационалистический подход (понимающая социология, П. Берчер) — данное направления утверждает, что основным результатом коммуникации является понимание. Действие человека рассматривается в качестве цели осуществления коммуникации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: