Историософия

Творчество против объективации

Генезис и болезнь бытия

Происхождение объективного мира и истории — результат свободы. Возникнув в момент «распри» творца и творения, падший мир продолжает «ежемгновенно» длиться и поддерживаться в этом состоянии каждым индивидуальным субъектом посредством ложно направленной свободы. Возникшее бытие с самого начала оказалось «испорченным», пораженным болезнью — все стало временным, пространственным и отчуждённым в своих частях, тесным и далёким, материальным. Основные проблемы философии рассматривались сквозь призму миропереживания человека, погруженного одновременно в мир подлинный и неподлинный. Все подлинное связывается с незамутненным духом, личным, неповторимым, творческим и оригинальным, всё неподлинное – с общим, материальным, закономерным, стандартным, обыденным и коллективным. Ложь коллективизма—переносит нравственный экзистенциальный центр из глубины человеческой личности в реальность, стоящую над человеком. Онтология Бердяева – это учение о бытии-неподлинности. Происхождение бытия (или, что почти одно и то же, – сознания), его сущность объясняются процессом объективации, т.е. порождением ложной направленности духа или воли субъекта. Сознание и бытие суть не более чем проявления, предикаты того, кто ими обладает, т.е. существующего. Сознание объективирует мир. Хотя оно первоначально активно в этой объективации, но зависит от объективированного мира. Задача учения объективации — объяснить происхождение мира, «механизмы» и процедуры объективации сознания и духа как процесса их превращения в мир объектов и создание мира, «лежащего во зле». Формы и области объективации: экстериоризация, овременение, социализация, охлаждение, угасание и омертвление в мире объектов творческих актов, символизация как неудача реализации.

Творчество противостоит объективации и означает, творчество подлинности «из ничего», революцию духа, направленную против уже объективированного мира, т.е. его деобъективацию, дематериализацию, освобождение от необходимости, зла, смерти. Первый акт— освобождение свободы самой себя, достижение личностью абсолютности свободы. Творчество как переход небытия в подлинное бытие через акт свободы.

История рассматривается Бердяевым как богочеловеческий процесс, т.е. как стадиальный процесс отпадения Богом сотворенного человека от своего творца, как момент соединения человечества с Богом в момент сошествия Христа на землю и как последующее активное встречное движение человечества к Богу на основе откровений христианства. Идея наступления третьей эпохи богочеловеческого процесса (иногда она называлась им эпохой религии Духа или Третьего завета) — суть её состоит в откровении одновременно Бога человеку и человека Богу. Достигается сверхобычным раскрытием и проявлением творчески-духовных потенций человека и встречным откровением Духа. Судьбы мира ставятся в зависмость не только от Бога, но и от человека. Идеи эсхатологизма. История есть неудача духа и трагедия, одновременно социализация и овременение, застывание свободы и активности. Идеи об исторической ответственности людей. «Человек находится в историческом и историческое находится в человеке».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: