Социальная философиия. Отношение к марксизму

Этика творчества

В основе экзистенциальной этики лежит нравственный опыт, делающий ее непосредственным переживанием диалектики добра и зла, проходящей через сознание и сердце человека. Этика должна раскрывать пути творчества нравственных ценностей. Нормативная этика, как и этика спасения, пассивны и недостаточны, являются отражением закона и послушания в нравственном сознании. Цель этики в духе – сориентировать человека на высшие ценности. Добро и зло вторичны, производны от духа и свободы, в которых они даны в своем первозданном и вначале нерасчлененном виде. Феноменология добра и зла включает в себя три фазы: происхождение, диалектика изначальной тео-антропо-космической свободы. Сама «распря» между добром и злом, их различия являются эпифеноменом восстания против Бога не только зла, но и добра, не желающего примириться с фактом существования зла в той изначальной божественной свободе, из которой рождается сам Бог. Теодицея: творец сделал все для просветления изначальной свободы в согласии со своей великой идеей о творении. Но он не мог победить заключенной в свободе тенденции зла не уничтожив свободы. Поэтому мир трагичен и в нем царит зло. История является обогащающим человека опытом различения добра и зла. Эпохи развития человечества: этика закона, этика искупления, этика творчества. Идея богочеловечности — попытка преодолеть наличные формы гуманизма, примирить этику человека с этикой Христа, и тем самым возвысить человечность, приблизить божественное к человеческому. Через интуицию богочеловечности он развивает соловьевскую концепцию богочеловечества. Исходное в суждениях Бердяева о богочеловечности — прежний гуманизм был лишь одним из «диалектических моментов в раскрытии человеческой личности». Хотел преодолеть гуманизм как моральную доктрину, придав ей «пневматологический» и онтологический смысл, поскольку и свобода, и элемент трансцендентности постулируемого им гуманизма включают характеристики более фундаментальные, чем категории этики. Богоподобие возвышает человека над ним самим и обеспечивает возможность трансцендирования, превосхождения самого себя в себе.

Общество – это царство неподлинности, в котором господствуют массы и коллективы, чуждые личности и её свободе. Революции провиденциальны, и они означают, что в жизни общества угасает положительная творческая сила, улучшающая и возрождающая жизнь. Революция приходит как кара за невыявленность творческих духовных сил. Восставая против зла, она высвобождает дурные страсти, новое зло; являясь стихийным коллективным подъемом, она заканчивается узким рационализмом. Важны не формы государственного устройства, а та система ценностей и духовных установок, которая лежит в основе жизни людей. Отрицание частной собственности как источника эксплуатации и социальной несправедливости. Но в собственности есть «онтологическое ядро», позволяющее личности выявить и утвердить свое достоинство и силу. Историческое время дуалистично и противоречиво. Признавал, что будущее принадлежит трудящимся. Критика капитализма, «исторического христианства». Считал верной идею планомерной организации и регуляции хозяйственной жизни. Распадающееся на враждебные классы общество должно быть преодолено обществом бесклассовым, интернациональным, лишенным национальных предрассудков. Учение Маркса воспринималось как религиозный феномен (точнее квазирелигиозный), как выражение особой психологии и воли. Родство марксизма с историческим христианством:имессианский и эсхатологический дух «пролетарского учения», догматизация.

Л.И. ШЕСТОВ – ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: