double arrow

Философия свободы

Смысл философии

Идея установки духа

Мир зависит от установки сознания, свободы или духа, от цели и характера их нaправленности (интенциональности) субъектом, носителем этих идеальных феноменов, обладающих способностью воздвигать и разрушать социальные и космические миры. Избрание воли и направленность— свободные акты. Философствование не мотивируется каким-то внешним по отношению к философии содержанием Она получает истинность в симпатическом акте её свободного избрания. Требования к установке сознания: должна быть феноменологической (направленной на глубинное), а не феноменалистической (связанной с явлением); целостной; направлена на вечное; обращена вглубь духа субъекта, а не на объективное и вещное; самотрансцендирование, мистическое общение человека с Богом. Выполнение этих требований ведет к достижению состояния экзистирования, к обретению и одновременно творчеству мира подлинных реальностей.

Философия становится самой жизнью, борьбой, творчеством, самосозиданием личности. Единство личности (духа), познания и бытия виделось на путях «расширения духа», которое смогло бы объять, вобрать в себя всё и вся. Осознание трудности достижения одухотворения и преображения. Основные черты экзистенциализма: примат свободы, экзистирующего субъекта над объективным миром, дуализм, волюнтаризм, творческий активизм, персонализм, антропологизм. Философия перерастает границы нтеллектуального или познавательного акта. Такое понимание философии выводит её за рамки рационализма и эмпиризма, за рамки преднамеренно теоретического осмысления действительности. Субъект-объектная теория познания несостоятельна потому, что она бессознательно и неправомерно изымает личность из существования как некоего изначального единства её и мира. В бытии есть темная основа, которую подлинное познание должно высветить. Это – работа бытия в бытии.

«Свобода» (или, что одно и тоже, «дух») – основная категория бердяевского экзистенциализма. Свобода — первичная и фундаментальная реальность, проистекающая из божественного ничто и проникающая все сферы бытия. Обладает творческой мощью, направленностью, динамизмом. Иррациональность, безосновность, божественность связаны с генезисом свободы. Корни свободы уходят в некую первичную, лежащую за пределами пространства и времени безусловную бездну. Бездна – это одновременно свет, тьма, свобода, добро и зло в своём изначально смешанном виде. Человек — воплощение как бы двух свобод – первичной и божественной, поскольку Бог творит человека и по своей, просветлённой и высшей свободе и из ничто (праха), метафорического обозначения первичной темной и хаотичной свободы. В духе, т.е. в свободе, человек как дух и свобода свободно выбирает свою собственную судьбу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: