Смысл философии

Особенности мышления

Вехи жизни

Лев Шестов (Лев Исаакович Шварцман) родился в 1856 г. в Киеве в семье текстильного фабриканта. После окончания гимназии поступил на математическое отделение Московского университета, перешел на юридический факультет. Закончил образование в Киеве в 1889 г. Общественный радикализм в юношестве — конфликты с администрацией из-за участия в политической деятельности. Конкретное содержание воззрений Шестова 80-х – начала 90-х гг. неясно, т. к. ни его статьи, ни диссертация не анализировались. Первые работы Шестова конца 90-х гг. свидетельствуют об эстетизме автора, его глубокой обеспокоенности метафизическими проблемами. Первое исследование Шестова «Шекспир и его критик Брандес» (1898) не привлекло к себе особого внимания. В 1900 г. выходит в свет работа «Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше. Философия и проповедь», а в 1903 г. – «Достоевский и Ницше. Философия трагедии». «Апофеоз беспочвенности» (1905) — Шестов заявил о себе как оригинальный философ. Сборники статей «Начала и концы» (1908), «Великие кануны» (1911). Общественная активность Шестова не была интенсивной. В революционные годы Шестов публиковался в журналах «Мысль и слово», «Русская мысль», был одним из ведущих членов Вольной философской ассоциации в Петрограде. Эмигрировал на Запад. «Власть ключей» (1923), «На весах Иова» (1929), «Киркегард и экзистенциальная философия» (1939). Умер в 1938 г.

Скептицизм, нигилизм, ирония, косвенная и контекстуальная манера изложения собственного позитива. Вопрошающе-предположительная манера рассуждений и резкая неприязнь к «высоким» и «красивым» словам. Отсюда – особенно острая критика им морализма, рационализма и метафизического идеализма. Если изреченная мысль есть ложь, то особенно отталкивающей ложью должны быть возвышенные суждения об истине, разуме, добре, красоте. Искренность философии. Жанр философских эссе, афоризмы, вопрошающие суждения. Шестов – тончайший аналитик чувств, психологии мыслителей. Способность видеть глубинные отношения между философом как личностью и его же собственными мыслями, психологию взаимосвязей между человеком и его мировоззрением. Психология мировоззрений и философских верований, психология идей.

Проблема философии для Шестова является одной из основных. Высмеивает ограниченность, непоследовательность, бессилие любого мировоззрения. Негативный смысл философского учения — формулировка системы или ряда общеобязательных, принудительных и абстрактных принципов. При этом мировоззрение, философская система одинаково тоталитаристским образом как навязывает их людям, так и утверждает их перед лицом других конкурирующих доктрин, демонстративно отвергая их. Претензия любого мировоззрения на уникальность и исключительность становится угрожающей тогда, когда оно превращается в нечто коллективное и общеобязательное, т.е. в идеологию, которая проявляет деспотизм, когда становится господствующей идеологией. Философы и мыслители в жизни редко следуют тому, о чём они учат, что служит свидетельством устрашающе-подавляющего характера всякого мировоззрения. Невозможность жить «по системе», по так или иначе обязательному мировоззрению. «Власть» идей, особенно возвышенных и метафизических, предстает как всепроникающая сила, препятствующая выяснению человеком вопросов жизни. Идеализм — более опасный противник людей, чем материализм. Предпосылка о реальности самой обращенности человека к жизнесмысловым и миросмысловым проблемам. Первый шаг от идеализма и материализма к подлинной философии — выработка чувства отвращения к любому мировоззрению. Свобода – это свобода индивида и ничего более, а всякое неизбежно нормативное рассуждение о ней противоречит её духу, ограничивает и убивает её. Если же он и говорил о ней как о качестве настоящей философии, то имел в виду свободу конкретного человека, философствующего и живущего на свой страх и риск в условиях некоторого необозримого разумом плюрализма или различных пограничных ситуаций. Хотя каждое из философских учений в конечном счете оспаривается всеми остальными и, главное, не удовлетворяет сокровенным замыслам своих творцов, именно к философии бегут отчаявшиеся и несчастные люди в надежде найти истину. Философия должна открыто заявить о своей борьбе со всем тем, что во все времена только мешало человеку прорваться, декларировать свою свободу от объективности, логики, автономных норм и законов, от знания, символизирующего данность и насилие как общих идей, так и материального мира. Философия неотделима от жизненной судьбы конкретного человека, должна приобрести характеристики, соответствующие возлагаемым надеждам, так же как и качества обращающегося к ней человека. Философия связана с делом, а не знанием, и, по сути, направлена против последнего. Необходимость обратиться не к незнанию, не к разуму, а к абсурду, иррациональному («глупости»)? Принцип, согласно которому наше знание погружено в океан неизвестности и пребывает в нем в качестве одновременно исчезающего маленького, но одновременно невероятно живучего и всё более мощного плацдарма, орудия выживания и торжества человека. Своей философией, как и пониманием «философии вообще» Шестов призывает признать реальность непостижимого, иррационального, абсурдного, не вмещающегося в разум и знание, противоречащего им, восстающего против логики и всего того, что составляет содержание привычного, обжитого, но неизбежно и незаметно идеализируемого, а потому ложного, обманчивого человеческого бытия. Философия должна схватывать неизвестное как таковое, но не в знании, а в каких-то жизненных ситуациях и актах. «Философия есть учение о ни для кого не обязательных истинах». Всеобщая философия может быть философией только индивидуального жизненного опыта одинокого человека, иначе говоря, – это философия касающегося всех и вместе с тем всегда особенного, «личного» одиночества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: