Основные положения теории Маслоу
Влияние внешних факторов на поведение человека
Содержание теории мотивации Герцберга
1. Теория мотивации Герцберга. Эта теория была создана на основе данных интервью, взятых на различных рабочих местах, в разных профессиональных группах и в разных странах. Интервьюируемых просили описать ситуации, э которых они чувствовали полное удовлетворение или, наоборот, неудовлетворение от работы.
Ответы были классифицированы по группам. Изучая собранный материал, Герцберг пришел к выводу, что удовлетворенность и неудовлетворенность работой вызываются различными факторами. На удовлетворенность работой влияют:
• достижения (квалификация) и признание успеха;
• работа как таковая (интерес к работе и заданию);
• ответственность;
• продвижение по службе;
• возможность профессионального роста.
Эти факторы он назвал "мотиваторами".
На неудовлетворенность работой влияют:
• способ управления;
|
|
• политика организации и администрация;
• условия труда;
• межличностные отношения на рабочем месте;
• неадекватный затраченным усилиям заработок;
• неуверенность в стабильности работы;
• влияние работы на личную жизнь.
2. Эти внешние факторы получили название "факторов контекста", или "гигиенических" факторов.
Мотиваторы, вызывающие удовлетворенность работой, связывались с содержанием работы и вызывались внутренними потребностями личности в самовыражении Факторы, вызывающие неудовлетворенность работой, связывались с недостатками работы и внешними условиями. С этими факторами легко связать неприятные ощущения, которых необходимо избегать. По мнению Герцберга, факторы, вызывающие удовлетворенность работой, находятся как бы в собственной шкале измерений, где одни действуют в диапазоне, от минуса до нуля, а другие — от нуля до плюса. Что касается факторов контекста, то если они создают неблагоприятную ситуацию, то работники испытывают неудовлетворенность, но и в лучшем случае эти факторы не приводят к большой удовлетворенности работой, а дают, скорее, нейтральное отношение. Удовлетворенность работой вызывают только мотивационные факторы, положительное развитие которых может повысить мотивацию и удовлетворенность от нейтрального состояния до "плюса".
ВОПРОС 22. Иерархия потребностей А. Маслоу
2. Последовательность удовлетворения потребностей в теории Маслоу
1. Поведение личности обычно направляется его наиболее сильной в данный момент потребностью. Это заставляет нас действовать таким образом, чтобы удовлетворить ее.
|
|
Потребности можно группировать по-разному. Пятиступенчатую иерархическую модель создал А. Маслоу, а трехступенчатую — Алдерфер.
Классификация Маслоу представляет нам следующее расположение потребностей:
• физиологические (жажда, голод, сон, секс);
• потребность в безопасности;
• социальные потребности (любовь, принадлежность к определенной социальной группе);
• потребность в уважении (самоуважение, успех, статус);
• потребность в самовыражении.
Маслоу утверждает, что наиболее сильная потребность определяет поведение до тех пор, пока она не удовлетворена. Удовлетворенная потребность больше не определяет поведение, то есть не действует как фактор мотивации.
2. Потребности удовлетворяются в определенном порядке.
Физиологические потребности и потребность в безопасности - это первичные потребности, которые должны быть удовлетворены прежде, чем потребности более высокого уровня смогут определять поведение. Например, усиление чувства голода ставит потребность в пище на центральное место в поведении человека, отодвигая в сторону другие (например, удовлетворяющие потребности в собственном развитии). По мнению Маслоу, если существуют две одинаково сильные потребности, то доминирует потребность более низкого уровня.
3. Таким образом, условия и ситуация определяют, какие потребности будут доминировать. Следовательно, в одной и той же ситуации у разных людей могут существовать разные потребности, а изменение ситуации влечет за собой изменение потребностей одного человека.
Работа, как таковая, может дать возможность для удовлетворения определенных потребностей, а именно потребностей более высокого уровня, связанных с уважением и самовыражением. С другой стороны, работа может быть способом изыскивать возможности для удовлетворения таких потребностей вне работы, и тогда доминируют потребности более высокого уровня, связанные с условиями и факторами безопасности.
ВОПРОС 23. Теории ожиданий