double arrow

Факторы, определяющие доминантную потребность

Основные положения теории Маслоу

Влияние внешних факторов на поведение человека

Содержание теории мотивации Герцберга

1. Теория мотивации Герцберга. Эта теория была создана на основе данных интервью, взятых на различных рабочих местах, в разных профессио­нальных группах и в разных странах. Интервьюируемых просили описать ситуации, э которых они чувствовали полное удовлетворение или, на­оборот, неудовлетворение от работы.

Ответы были классифицированы по группам. Изучая собранный мате­риал, Герцберг пришел к выводу, что удовлетворенность и неудовлет­воренность работой вызываются различными факторами. На удовлетворенность работой влияют:

• достижения (квалификация) и признание успеха;

• работа как таковая (интерес к работе и заданию);

• ответственность;

• продвижение по службе;

• возможность профессионального роста.
Эти факторы он назвал "мотиваторами".
На неудовлетворенность работой влияют:

• способ управления;

• политика организации и администрация;

• условия труда;

• межличностные отношения на рабочем месте;

• неадекватный затраченным усилиям заработок;

• неуверенность в стабильности работы;

• влияние работы на личную жизнь.

2. Эти внешние факторы получили название "факторов контекста", или "гигиенических" факторов.

Мотиваторы, вызывающие удовлетворенность работой, связывались с со­держанием работы и вызывались внутренними потребностями личности в самовыражении Факторы, вызывающие неудовлетворенность работой, свя­зывались с недостатками работы и внешними условиями. С этими фактора­ми легко связать неприятные ощущения, которых необходимо избегать. По мнению Герцберга, факторы, вызывающие удовлетворенность ра­ботой, находятся как бы в собственной шкале измерений, где одни действуют в диапазоне, от минуса до нуля, а другие — от нуля до плюса. Что касается факторов контекста, то если они создают неблагоприят­ную ситуацию, то работники испытывают неудовлетворенность, но и в лучшем случае эти факторы не приводят к большой удовлетворенности работой, а дают, скорее, нейтральное отношение. Удовлетворенность работой вызывают только мотивационные факто­ры, положительное развитие которых может повысить мотивацию и удовлетворенность от нейтрального состояния до "плюса".

ВОПРОС 22. Иерархия потребностей А. Маслоу

2. Последовательность удовлетворения потребностей в теории Маслоу

1. Поведение личности обычно направляется его наиболее сильной в дан­ный момент потребностью. Это заставляет нас действовать таким обра­зом, чтобы удовлетворить ее.

Потребности можно группировать по-разному. Пятиступенчатую иерархи­ческую модель создал А. Маслоу, а трехступенчатую — Алдерфер.

Классификация Маслоу представляет нам следующее расположение по­требностей:

• физиологические (жажда, голод, сон, секс);

• потребность в безопасности;

• социальные потребности (любовь, принадлежность к определенной со­циальной группе);

• потребность в уважении (самоуважение, успех, статус);

• потребность в самовыражении.

Маслоу утверждает, что наиболее сильная потребность определяет поведение до тех пор, пока она не удовлетворена. Удовлетворенная потребность больше не определяет поведение, то есть не действует как фактор мотивации.

2. Потребности удовлетворяются в определенном порядке.

Физиологические потребности и потребность в безопасности - это пер­вичные потребности, которые должны быть удовлетворены прежде, чем потребности более высокого уровня смогут определять поведение. На­пример, усиление чувства голода ставит потребность в пище на цент­ральное место в поведении человека, отодвигая в сторону другие (на­пример, удовлетворяющие потребности в собственном развитии). По мнению Маслоу, если существуют две одинаково сильные потребнос­ти, то доминирует потребность более низкого уровня.

3. Таким образом, условия и ситуация определяют, какие потребности будут доминировать. Следовательно, в одной и той же ситуации у раз­ных людей могут существовать разные потребности, а изменение ситу­ации влечет за собой изменение потребностей одного человека.

Работа, как таковая, может дать возможность для удовлетворения опре­деленных потребностей, а именно потребностей более высокого уров­ня, связанных с уважением и самовыражением. С другой стороны, ра­бота может быть способом изыскивать возможности для удовлетворения таких потребностей вне работы, и тогда доминируют потребности более высокого уровня, связанные с условиями и факторами безопасности.

ВОПРОС 23. Теории ожиданий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: