Признаки госполномочий, передаваемых в порядке наделения

Наделение органов МСУ отдельными государственными полномочиями

ч. 2 ст. 132 Конституции РФ:

• органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств

• реализация переданных полномочий подконтрольна государству

Гл.4 ФЗ № 131; П.6, 7 ст.26.3 ФЗ №184

Правовая форма: ФЗ и З С РФ. Это одностороннее-властное решение РФ или С РФ.

1.Полномочия, не относящиеся к вопросам местного значения

2. Отдельные государственные полномочия (но не предметы ведения в целом), такие полномочия не могут исключительными для этого ОГВ (н-р, законодательные или контрольные полномочия)

3.Передача полномочий исполнительного характера

4.Недопустимость передачи исключительных полномочий органов государственной власти

5. Наделение отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации: односторонний акт публичного образования; передача осуществляется без согласия органов местного самоуправления (Ср.: п.6 ст.4 ЕХ МСУ: принцип консультирования органов ГВ с МО по вопросам, затрагивающим их интересы). Но во внутр. зак-ве пока нет достаточного отражения.

6.Недопустимость отказа органа МСУ от осуществления отдельных госполномочий, переданных в порядке наделения, обязательность для исполнения. Эта обязательность гарантируется тем, что если есть нарушения в порядке передаче, то в любом случае эти сомнения разрешаются в суд. порядке. Поэтому в одностороннем порядке отказа быть не могут, только через суд.

Передача полномочий по предметам ведения РФ, по предметам совместного ведения РФ и субъектов и по предметам ведения субъектов РФ (!Ср.: Допустимость передачи полномочий РФ законами субъектов РФ, если это предусмотрено федеральными законами (субделегирование или еще это называется вторичное делегирование). Нормотворческие полномочия - только в части административного нормотворчества. Процедура наделения (правила и порядок) аналогична передаче С РФ отд. полномочий РФ по предметам совместного ведения. По сути зак-ль распр-ет соотв. правила на мун. уровень, что подтверждает исполнительный характер полномочий. №184-ФЗ – право С РФ могут передать переданные им от РФ полномочия МО (субделегирование), а это значит, что требования ФЗ также должны соблюдаться. №131-ФЗ указывает и ссылается на №184-ФЗ при опр-ии порядка субделегирования. Насколько будет соблюдаться принцип самостоятельности МСУ в сл. принятия на себя С РФ всех полномочий, которое имеет РФ в отн. С РФ? Все эти требования только тогда будут воспроизведены в законе С РФ, если это не противоречит осн. принципам. В законе о наделении не всегда можно все зеркально отразить, как в ФЗ. Н-р, требование о структуре органов С РФ при передаче полномочий от РФ. Но может ли С РФ предъявлять такие же требования к структуре ОМСУ, ведь она опр-ся населением? Нет, это прямо противоречит закону. В законе поэтому оговорка: если не противоречит принципам или закону.

ОМСУ все чаще наделяются именно С РФ (практика субделегирования введена для того. чтобы С РФ выступал в кач-ве зак-ля, делегирующего полномочия). А сама РФ передает полномочия С РФ. А они уже наделяют ими МО. Тенденция, что наделяющий – С РФ, но и у РФ есть право наделения. все рамки возможной передачи заданы ФЗ (№131-Фз или спец. отраслевыми законами)

7.Адресаты госполномочий: как правило, органы МСУ муниципальных районов и городских округов. При этом не исключается передача полномочий и поселениям. В любом случае важным условием наделения явл-ся финансовое обеспечение, поэтому закон о наделении вводится в действие законом о бюджете, в котором опр-ся размер субвенций на осущ-ие опр. госполномочий. Субвенции – из регионального фонда компенсаций. Есть возможность исп-ия собственных мат. ресурсов дла осущ-ия госполномочий ОМСУ (это его право, носит субсидиарный характер, не отменяет основной правило о финансировании за счет субвенций).

8.Отдельные государственные полномочия передаются на определенный срок либо на неограниченный срок

9.Подконтрольность государству: контроль осуществляется уполномоченным госорганом как за законностью, так и за целесообразностью использования материальных ресурсов и финансовых средств. важный вопрос в законе о наделении: кто из гос. органов будет осущ-ть контроль? Этот контроль носит отраслевой, предметный, административный характер. Контролируется не только законностью, но и за целесообразностью (проверяется эффективность д-ти и целевой хар-р расходования средств).

Речь идет об отдельных полномочиях, а не о ведении в целом и не могут касается исключительных полномочиях органов гос власти (например законодательные, контрольные).

Орган гос власти не может отказаться от полномочия переданного в порядке наделения. Если имеются нарушения в порядке передаче – то в любом случае эти сомнения разрешаются в судебном порядке. Он не может отказаться но вправе обжаловать и только таким образом решается этот конфликт.

Тенденция такова, что органам МСУ все чаще наделяются гос полномочиями законами субъектов а не законами федеральными. Практика субделегирован ия для того и введена чтобы именно субъект РФ был в роли того законодателя, которые передает полномочия В рамках передачи РФ субъекту – федеральным законом. А субъект уже законом субъекта наделяет полномочия органы МО. По прежнему сохраняется правил РФ сделать это своим законом непосредственно. В ФЗ 184 – перечень тех вопросов которые подлежат дальнейшему делегирование МСУ и этот перечень установлен ФЗ. Такими адресатами делегирования являются городские округа и муниципальные районы. Срок передачи может быть и не определен в самом ФЗ. Важно – финансовое обеспечение – вводится законом о бюджете, в который вводится размер субвенций передаваемых на осуществление полномочий. Из регионального фонда компенсации субвенции выделяются ст. 63 ФЗ 131. Возможность собственных ресурсов на сосуществование гос полномочий органами МСУ. Т.е. право органы МСУ дополнительно использовать собственные средства для финансирования собственных полномочий – но все равно это не финансовая основ и это прав не отменяет основное правило, что переданные полномочия должны финансироваться за счет субвенций из соответствующего уровня.

Подконтрольность госорганам – 4 глава ФЗ 131 – один из важных вопросов, которые должны быть урегулированы – какой именно гос орган уполномочен осуществлять контроль за осуществлением отдельны гос полномочий – носит предметный характер, административный характер. – соответствующий орган Это и контроль за целесообразностью – эффективность деятельности и обоснованность принятия соответствующих решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: