Экономическая и финансовая основа местного самоуправления

Международные

• По организационно-правовому содержанию:

- Договорные – межмуниципальные советы (некоммерческие организации, межмуниципальные учреждения, возможны и коммерческие организации для решения озяйственных вопросов.

- Ассоциативные – субъектами таких обединений являются сами МО в лице их органов. А во втором случае речь идет о создании

• По целям и организационно-правовым формам:

- Добровольные объединения МО в целях организации взаимодействия муниципальных образований и органов местного самоуправления (здесь цели больше неэкономического а представительного характера как по горизонтали так и во взаимодействии с органами гос власти, цель представительно интересов, участие консультациях, взаимодейситвий разного рода.)

- Межмуниципальные хозяйственные общества и межмуниципальные организации в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения (цель экономическая – объединение финансовых средств для решения вопросов местного значения).

Обязательность совета МО субъекта РФ вытекает из закона. В отношении всех остальных по принципу добровольности (включая и конгресс). Т.е. некоммерческие организации в форме ассоциаций.

Что же касается хозяйственных обществ и др. организаций – тут возможны разные формы: АО, ООО. Если некоммерческие – то фонды, автономные некоммерческие организации.

Разные способы опубликования муниципальных правовых актов – для этого МО могут учреждать собственные печатные средства.

Решение вопросов местного значения возможно и вне властных формах. Внешние властные функции передаются таким МО –напротив эти формы являются вспомогательными. Т.е. те полномочия которые могут осуществить только властные органы, межмуниципальные органы этим не наделяются, но отдельные полномочия могу осуществляться- например оказание муниципальных услуг.

Собственность производна от полномочий, она следует за полномочиями. Муниципальная собственность имеет строго целевое назначение. МО выступают специальными субъектами в ГО и наделены специальной првавосубъектностью.

Статья 49. Экономическая основа местного самоуправления

1. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

2. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

Статья 50 вступила в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 1 января 2006 года применялась исключительно к правоотношениям, возникающим в силу требований статей 84 и 85 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 83 данного документа), а с 1 января 2006 года до окончания переходного периода применяется в части, не противоречащей положениям частей 1.2 и 1.3 статьи 83 данного документа (часть 2.1 статьи 83 данного документа).

Статья 50. Муниципальное имущество

1. В собственности муниципальных образований может находиться:

1) указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

2. В собственности поселений могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

2) автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

7) имущество библиотек поселения;

8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;

11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

16) пруды, обводненные карьеры на территории поселения;

18) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения;

19) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

20) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

21) имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в поселении, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. В собственности муниципальных районов могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

2) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

4) утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

6) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

7) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

8) имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

9) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

10) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

11) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

12) имущество межпоселенческих библиотек;

(п. 12 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

13) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

14) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

15) пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района;

16) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;

17) имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

18) имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта;

19) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

20) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

21) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

22) имущество, предназначенное для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

4. В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 2 и 3 настоящей статьи.

5. В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в частях 2 и 3 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

6. Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом.

Состав муниципального имущества – прежде всего имущество предназначенное для решения вопросов местного значения. В ч.2, 3 и 4 – перечень такого имущества. Однако компетенция не исчерпывается вопросами местного значения. Есть взаимное делегирование – тогда передаются в собственность объекты, хотя передача в собственность не является обязательной.

Другие элементы – дополнительные права. Ст. 4.1, 15.1, 16.1 + остаточная компетенция (никому не принадлежит, ни кому не определена и не противоречит статусу МО). В итог это может в ступать в противоречие с исчерпывающим перечнем имуществ МО. КС выразил правовую позицию правда в Определениях, а не Постановлениях – перечни имущества в ст. 50 не могут рассматриваться как устанавливающие закрытый перечень муниципального имущества. Т.е. ст. 50 не препятствует использование привлечения денежных средств и иного имущества для формирования в том числе доходов местных бюджетов, способами, установленными в законе. Это необходимый элемент экономической и финансовой самостоятельности МО. Определение №540 от 2 ноября 2006г. ( по запросу Правительства Самарской области ). Поскольку есть требования к имуществу в ч.1 которые в общем виде трактует имущество – поэтому эта статья не носит характер закрытого перечня.

Виды имущества увязаны с целью, предназначением – «предназначены для решения тех или иных вопросов». Формулировка предназначенности также вызывает ряд проблем.

Вспомогательные – для решения этих целей. Те виды имущества, которые предназначения для обеспечения деятельности органов, ДЛ, служащих, а также работников всех муниципальных учреждений и предприятий – это не самоцель, но это необходимо.

Еще посмотреть два документа по Екатеринбургскому делу: 1) Определение от 7.12.2006 и 2)разъяснения к нему от 1 ноября 2007г.

Постановление от 30 июня №8-П (положения 122 ФЗ): принудительный характер изъятия КС отрицал и говорил, что не допускается принудительное изъятия собственности одного Мо в пользу другого.

Вступление в ГО –регулирование гражданским законодательством –см. все вопросы по закону.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: