Принцип развития

Принцип целостности

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИОЛОГИИ ЦНС

Изучение физиологических процессов и функций живого организма вообще и центральной нервной системы в частности, осуществляется с учетом определенных принципиальных положений. Принципы (от лат. - основа) - основные положения, на которых базируется система теоретических рассуждений и построений в той или иной области знания. Методологические принципы указывают направление исследования, способствуют постановке проблем и влияют на истолкование результатов экспериментов.

Прежде всего, для понимания физиологических механизмов нервно-психической регуляции особое значение имеет положение о том, что строения нервных органов и их регулятивные функции рассматриваются как единое целое. Такое положение обеспечивает физиологии ЦНС, с одной стороны, понимание целостности организма, а с другой стороны - ее функцию в организме для актуализации приспособительных возможностей к постоянно меняющейся среде.

Помимо того, любую функцию трудно понять, если рассматривать ее саму по себе, в отрыве от той системы физических и социальных структур-факторов, в которой существует и развивается человеческий организм, обладающий этой функцией. Другими словами, речь идет о неразрывной связи организма и среды.

Целостность организма заключается в диалектическом единстве его структур и функций. Причем, целое несводимо к простой сумме частей и элементов. Такое единство организма представляет собой новообразование, суть которого заключается в формировании специфических свойств целостной саморегулирующейся биологической системы. К таким свойствам целостной биологической системы в сравнении с неживой природой можно отнести: обмен веществ; поддержание энергетического и теплового баланса; получение, хранение и воспроизводство информации; целенаправленную деятельность и саморегуляцию. Деятельность такой целостной саморегулирующейся системы, направлена на самосохранение, адаптацию и развитие. При этом имеется в виду, что связь структур мозга и организма в целом с психическими функциями регулирования является весьма сложной и не всегда прямой.

Второе принципиальное положение физиологии ЦНС требует рассматривать физиологические явления в их развитии. Развитие - это всегда система необратимых качественных изменений. Идея развития вошла в физиологию и психологию под влиянием эволюционной теории Ч.Дарвина. В отечественной психологии эту идею и одновременно научную задачу впервые сформулировал И.М. Сеченов. "Психология, - писал он, - должна изучать историю развития ощущений, представлений, мысли, чувств и пр." (Сеченов И.М. Избранные произведения. М., 1972. С.208).

Целостность организма человека, его систем и органов формируется и разрушается в ходе развития. Проблема заключается в том, что приспособительные возможности этой целостной биологической системы рассматриваются в физиологии с двух позиций: как результат длительного и сложного процесса эволюции животного мира (филогенез), и как процесс актуальных прижизненных изменений его структурно-функциональных образований в практической деятельности человека на Земле (онтогенез). Другими словами, принцип развития указывает на необходимость изучения физиологических явлений как многомерных и многоуровневых.

Возраст земной коры определяется приблизительно в 4,5 млрд. лет. Жизнь в ее примитивных формах возникла на 0,5-1 млрд. лет позже. Все это обусловило то обстоятельство, что живые существа, возникнув как более позднее явление эволюции, неизбежно должны были "вписаться" в рамки существующего неорганического мира. Живые существа встретили жесткие границы, имевшие определенную пространственно-временную конфигурацию, строгие температурные, барометрические, гидрологические и другие параметры. Одни группы явлений окружающего мира чередовались, другие - характеризовались стабильностью. Естественно, что биологическая эволюция вошла в соприкосновение как со стабильными явлениями, так и с неожиданными событиями внешнего мира.

Такое соприкосновение и последующее усложнение во взаимоотношениях i организмов с внешней средой было внесено эволюцией жизни. Живые существа : (индивидуумы) были вынуждены вступать в контакты между собой, что особенно расширило круг неожиданных апериодичных событий. Все это потребовало развития определенных приспособительных реакций.

Процесс эволюционного развития живого организма, приспособительных реакций, особенно высокоразвитых животных и человека, сопровождался формированием качественно новых свойств целостной биологической системы.

Прижизненное состояние и индивидуальное развитие организма рассматривается физиологией с учетом влияния актуальных негативных (позитивных) факторов внутренней и внешней среды, продуктов и результатов жизнедеятельности человека (условий обитания, радиации, экологии и т.п.) Особое место в этом изучении занимают физиологические закономерности периода внутриутробного развития и возрастных изменений.

Таким образом, физиология ЦНС основывается в своих исследованиях на принципиальном положении не только об изменениях свойств организмов в процессе исторического развития, но и осуществляет конкретные научные разработки закономерностей актуального приспособления организма к изменяющейся среде, накоплении и использовании информации (научения).

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: