Вопрос. Лакалова выделяет два типа школьной неуспеваемости: общее отставание в учении; отставание по отдельным предметам

Вопрос.

Лакалова выделяет два типа школьной неуспеваемости:

  1. общее отставание в учении;
  2. отставание по отдельным предметам.

Мурачковский и Гельмонт в зависимости от устойчивости отставания выделяют три степени школьной неуспеваемости и причины ее возникновения в каждом случае:

  1. общее и глубокое отставание по многим или всем предметам длительное время. Причинами является неподготовленность школьника, неблагоприятные условия (болезни, семейные обстоятельства), лень, недостаточный уровень общего развития;
  2. частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по одному-трем наиболее сложным предметам. Причины – недостатки преподавания, недоработки в предыдущих классах, отсутствие интереса к учебе;
  3. эпизодическая неуспеваемость то по одному, то по другому предмету. Причины – в результате недочетов преподавания, неаккуратного посещения школы.

На основании приведенной классификации Мурачковский предлагает типологию неуспевающих школьников:

1. низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению;

2. высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению;

3. низкий уровень мыслительного развития сочетается с отрицательным отношеним к учению.

Тема 2.7. Психология педагогической оценки.

  1. Психологическая необходимость мотивирования учебной деятельности и воспитания детей
  2. Понятие и функции пед оценки
  3. Валентность пед оценки
  4. Парциальные оценки и их роль в учебно-воспитательном процессе
  5. Виды пед оценок
  6. Идеи безотметочного обучения
  7. Эффективность пед оценки на разных возрастных этапах

Наличие способностей не является гарантией успехов ребенка, т.к. при отсутствии должной мотивации он не будет включаться по собственной инициативе ни в учебную деятельность, ни в общение и как следствие будет мало участвовать в тех видах человеческой социальной активности, которые ведут за собой психологическое развитие.

В обучении и воспитании детей имеются значительные резервы, но на практике они не полностью используются из-за недостаточной мотивации.

Причины:

  1. все мотивы не до конца известны
  2. те люди, которые занимаются изучением мотивов детей давно вышли из детского возраста и поэтому только могут гадать о подлинных причинах учения
  3. среди самих детей существуют большие индивидуальные различия
  4. сама мотивация понимается как совокупность актуально действующих мотивов, ситуационно оказывается изменчивой.

Главная задача в обучении и воспитании, зная причины изменения мотивации, правильно воздействовать на нее и свести к минимуму факторы, снижающие мотивацию.

Мотивы и интересы, проявляющиеся в учении и воспитании детей, сводятся к системе поощрений и наказаний. Умелое сочетание поощрений и наказаний обеспечивает оптимальную мотивацию. Соотношение между ними должно изменяться в зависимости от задач обучения и воспитания, а также от возрастных особенностей.

Стимулирование учебной и воспитательной деятельности должно иметь комплексный характер. Комплексность стимулирования означает одновременное использование различных стимулов:

1. органические – связанные с удовлетворением органических потребностей ребенка (сладкое, обнять и т.д.)

2. материальные стимулы – связанные с приобретением собственное пользование привлекательных, интересных и желаемых для ребенка вещей

3. моральные стимулы – обращены к чувствам ребенка и связаны с удовлетворением его духовных потребностей (осознание выполненного долга, удовлетворение от оказания помощи другим людям и т.д.)

4. социально-психологические стимулы – содержат в себе мотивы, связанные с системой человеческих отношений (уважение к человеку, отведение ему значимой роли и т.д.)

5. индивидуальные стимулы – содержат в себе нечто весьма личное, сущетвенное для данного человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: