Вопрос.
Лакалова выделяет два типа школьной неуспеваемости:
- общее отставание в учении;
- отставание по отдельным предметам.
Мурачковский и Гельмонт в зависимости от устойчивости отставания выделяют три степени школьной неуспеваемости и причины ее возникновения в каждом случае:
- общее и глубокое отставание по многим или всем предметам длительное время. Причинами является неподготовленность школьника, неблагоприятные условия (болезни, семейные обстоятельства), лень, недостаточный уровень общего развития;
- частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по одному-трем наиболее сложным предметам. Причины – недостатки преподавания, недоработки в предыдущих классах, отсутствие интереса к учебе;
- эпизодическая неуспеваемость то по одному, то по другому предмету. Причины – в результате недочетов преподавания, неаккуратного посещения школы.
На основании приведенной классификации Мурачковский предлагает типологию неуспевающих школьников:
1. низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению;
|
|
2. высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению;
3. низкий уровень мыслительного развития сочетается с отрицательным отношеним к учению.
Тема 2.7. Психология педагогической оценки.
- Психологическая необходимость мотивирования учебной деятельности и воспитания детей
- Понятие и функции пед оценки
- Валентность пед оценки
- Парциальные оценки и их роль в учебно-воспитательном процессе
- Виды пед оценок
- Идеи безотметочного обучения
- Эффективность пед оценки на разных возрастных этапах
Наличие способностей не является гарантией успехов ребенка, т.к. при отсутствии должной мотивации он не будет включаться по собственной инициативе ни в учебную деятельность, ни в общение и как следствие будет мало участвовать в тех видах человеческой социальной активности, которые ведут за собой психологическое развитие.
В обучении и воспитании детей имеются значительные резервы, но на практике они не полностью используются из-за недостаточной мотивации.
Причины:
- все мотивы не до конца известны
- те люди, которые занимаются изучением мотивов детей давно вышли из детского возраста и поэтому только могут гадать о подлинных причинах учения
- среди самих детей существуют большие индивидуальные различия
- сама мотивация понимается как совокупность актуально действующих мотивов, ситуационно оказывается изменчивой.
Главная задача в обучении и воспитании, зная причины изменения мотивации, правильно воздействовать на нее и свести к минимуму факторы, снижающие мотивацию.
|
|
Мотивы и интересы, проявляющиеся в учении и воспитании детей, сводятся к системе поощрений и наказаний. Умелое сочетание поощрений и наказаний обеспечивает оптимальную мотивацию. Соотношение между ними должно изменяться в зависимости от задач обучения и воспитания, а также от возрастных особенностей.
Стимулирование учебной и воспитательной деятельности должно иметь комплексный характер. Комплексность стимулирования означает одновременное использование различных стимулов:
1. органические – связанные с удовлетворением органических потребностей ребенка (сладкое, обнять и т.д.)
2. материальные стимулы – связанные с приобретением собственное пользование привлекательных, интересных и желаемых для ребенка вещей
3. моральные стимулы – обращены к чувствам ребенка и связаны с удовлетворением его духовных потребностей (осознание выполненного долга, удовлетворение от оказания помощи другим людям и т.д.)
4. социально-психологические стимулы – содержат в себе мотивы, связанные с системой человеческих отношений (уважение к человеку, отведение ему значимой роли и т.д.)
5. индивидуальные стимулы – содержат в себе нечто весьма личное, сущетвенное для данного человека.