Вопрос.
Основные показатели обучаемости:
- темп продвижения в освоении знаний и формировании умений;
- легкость усвоения;
- гибкость переключения на новые способы и приемы работы;
- прочность сохранения основного материала.
В психологии рассматривается обычно два вида обучаемости:
- общая – способность усвоения любого материала;
- специальная – способность усвоения отдельных видов материала.
В основе обучаемости лежат:
- уровень развития познавательных процессов субъекта;
- уровень развития мотивационно-волевой и эмоциональной сфер;
- развитие производных от них компонентов учебной деятельности, т.е. уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений и овладение материалом до степени активного применения.
Морозов называет ряд признаков обучаемости:
- быстрота формирования новых понятий и обобщений;
- способность решать задачи разными способами;
- гибкость мыслительных операций;
- память на общие понятия;
- обобщенность знаний;
- интеллектуальная активность.
Обучаемость – это умственное развитие в динамике, поэтому ее наличие является надежным показателем поступательного характера развития.
|
|
В целом признаками (показателями) обучаемости считаются:
- активность ориентировки в новых условиях;
- перенос известных способов решения задач в новые условия;
- быстрота образования новых понятий и способов деятельности;
- темп, экономичность, работоспособность, выносливость;
- восприимчивость к помощи другого человека.
Обучаемость формируется с раннего детства, и особенно важное значение имеет формирование возможности к обучению на сензитивных периодах обучения человека, при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, от школьного обучения к специальному.
Неуспеваемость – ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.
Отставание – невыполнение требований или одного из них, которое имеет место на одном из промежуточных этапах внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости.
Слово «отставание» означает и процесс накопления невыполняемых требований и каждый отдельный случай такого невыполнения. Процесс отставания складывается из актов отставания. Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания.
Борисов предлагает объединить все причины неуспеваемости в четыре блока:
- пед причины:
- недостатки преподавания отдельных предметов;
- пробелы в знаниях за предыдущие годы;
- неправильный перевод в следующий класс;
- социально-бытовые причины:
· неблагоприятные условия жизни;
|
|
· недостойное поведение родителей;
· низкая материальная обеспеченность семьи;
· отсутствие домашнего режима;
· безнадзорность ребенка;
- физиологические причины:
· болезни;
· общая слабость здоровья;
· нарушение двигательной функции ЦНС;
· болезни НС;
- психологические причины:
· особенности развития внимания, памяти;
· медлительность понимания;
· недостаточный уровень развития речи;
· несформированнность познавательных интересов;
· узость кругозора.
Славина среди причин неуспеваемости выделяет следующие:
1. неправильное отношение к учению;
2. трудности усвоения учебного материала;
3. неумение трудиться;
4. отсутствие познавательных учебных интересов;
5. отсутствие или неправильная сформированность навыков и способов учебной деятельности.
Цукерман выделяет следующие причины неуспеваемости:
1. проблемы связанные с умственным развитием;
2. поведенческие проблемы;
3. эмоциональные и личностные проблемы;
4. проблемы общения;
5. невротические проявления (тики, энурез и т.д.).