Вопрос. Основные показатели обучаемости: темп продвижения в освоении знаний и формировании умений; легкость усвоения; гибкость переключения на новые способы и

Вопрос.

Основные показатели обучаемости:

  1. темп продвижения в освоении знаний и формировании умений;
  2. легкость усвоения;
  3. гибкость переключения на новые способы и приемы работы;
  4. прочность сохранения основного материала.

В психологии рассматривается обычно два вида обучаемости:

  1. общая – способность усвоения любого материала;
  2. специальная – способность усвоения отдельных видов материала.

В основе обучаемости лежат:

  1. уровень развития познавательных процессов субъекта;
  2. уровень развития мотивационно-волевой и эмоциональной сфер;
  3. развитие производных от них компонентов учебной деятельности, т.е. уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений и овладение материалом до степени активного применения.

Морозов называет ряд признаков обучаемости:

  1. быстрота формирования новых понятий и обобщений;
  2. способность решать задачи разными способами;
  3. гибкость мыслительных операций;
  4. память на общие понятия;
  5. обобщенность знаний;
  6. интеллектуальная активность.

Обучаемость – это умственное развитие в динамике, поэтому ее наличие является надежным показателем поступательного характера развития.

В целом признаками (показателями) обучаемости считаются:

  1. активность ориентировки в новых условиях;
  2. перенос известных способов решения задач в новые условия;
  3. быстрота образования новых понятий и способов деятельности;
  4. темп, экономичность, работоспособность, выносливость;
  5. восприимчивость к помощи другого человека.

Обучаемость формируется с раннего детства, и особенно важное значение имеет формирование возможности к обучению на сензитивных периодах обучения человека, при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, от школьного обучения к специальному.

Неуспеваемость – ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.

Отставание – невыполнение требований или одного из них, которое имеет место на одном из промежуточных этапах внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости.

Слово «отставание» означает и процесс накопления невыполняемых требований и каждый отдельный случай такого невыполнения. Процесс отставания складывается из актов отставания. Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания.

Борисов предлагает объединить все причины неуспеваемости в четыре блока:

  1. пед причины:
    • недостатки преподавания отдельных предметов;
    • пробелы в знаниях за предыдущие годы;
    • неправильный перевод в следующий класс;
  2. социально-бытовые причины:

· неблагоприятные условия жизни;

· недостойное поведение родителей;

· низкая материальная обеспеченность семьи;

· отсутствие домашнего режима;

· безнадзорность ребенка;

  1. физиологические причины:

· болезни;

· общая слабость здоровья;

· нарушение двигательной функции ЦНС;

· болезни НС;

  1. психологические причины:

· особенности развития внимания, памяти;

· медлительность понимания;

· недостаточный уровень развития речи;

· несформированнность познавательных интересов;

· узость кругозора.

Славина среди причин неуспеваемости выделяет следующие:

1. неправильное отношение к учению;

2. трудности усвоения учебного материала;

3. неумение трудиться;

4. отсутствие познавательных учебных интересов;

5. отсутствие или неправильная сформированность навыков и способов учебной деятельности.

Цукерман выделяет следующие причины неуспеваемости:

1. проблемы связанные с умственным развитием;

2. поведенческие проблемы;

3. эмоциональные и личностные проблемы;

4. проблемы общения;

5. невротические проявления (тики, энурез и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: